­
­

Революция улиц Барселоны

топ 100 блогов gre4ark11.10.2018 Революция улиц Барселоны

Улицы — самый распространённый тип общественных пространств в городе. Ни парки, ни скверы, ни дворы — а именно улицами все мы пользуемся каждый день, поэтому важно иметь хорошие улицы. К месту для жизни у нас пока относятся как к дороге — ездить туда-сюда и желательно на машине, а вопросы экологии и общего качества жизни обычно не поднимаются.

Практический каждый крупный город мира проходил этап приспособления улиц для машин. Американцы для этого сносили целые районы, в Европе тоже так пробовали, но быстро одумались. Сохранить комфортный город и сделать его при этом автомобильным ни у кого не получилось — как геометрически нельзя протолкнуть большой круг в маленький треугольник или из 2+2 получить 7. Тем не менее, до сих пор остаются более автомобильноориентированные города, и менее — кто-то начал раньше, где-то сомневались, а местами до сих пор пытаются придумать новые законы геометрии и математики.

Барселону многие считают идеальным городом с точки зрения планирования и городской среды. Как минимум здесь полностью безбарьерная среда, тут нет ни одного подземного перехода! Но даже тут с транспортом не всё хорошо. Два года назад муниципалитет решил перейти в решительное наступление на «автомобильные права» горожан ради общего блага. Тогда газеты пестрили, что город запретит машины в большинстве кварталов, но всё оказалось сложнее и интереснее.

Обычная улица в основной части Барселоны: небольшие кварталы, одностороннее движение, чаще всего есть выделенная полоса для автобуса и велополоса. Парковки для машин обычно нет — она в домах или под землёй.
Революция улиц Барселоны

Крупные проспекты уже интереснее — этот шире Тверской, но за счёт зонирования, наземных переходов, выделенки, велодорожки, разбивки зеленью и узких полос это место не воспринимается трассой:
Революция улиц Барселоны

Более привычный для нас вариант — аж шесть полос в одну сторону и только асфальт! Хотя под землю никого не загоняют. И такая улица всего одна.
Революция улиц Барселоны

Посмотрели значит в муниципалитете на карту города, потом на статистику здоровья жителей, замеры воздуха и решили играть по-крупному! Здесь решили сделать Супер-кварталы: оставить для транзита машин улицы по периметру четырёх улиц, а внутри максимально приспособить всё для жителей, пешеходов и велосипедистов. Доступность общественного транспорта при этом не должна сильно пострадать — от любой точки до остановки часто ходящих автобусов должно быть не больше 300 метров, для этого как раз затеяли реформу, на днях ввели последние изменения.
Революция улиц Барселоны

Рубить с плеча в Барселоне не стали, поэтому решили для начала сделать тестовый Супер-квартал в районе Poblenou. Также для этого избрали путь краски и мебели — тактический урбанизм. Всякое может случится, а так хотя бы исправить можно будет быстро.
Революция улиц Барселоны

Рядом есть историческая застройка с пешеходными улицами. Проезд сохранён, но только для местных жителей и разгрузки во внепиковое время.
Революция улиц Барселоны

Капитальный участок именно Супер-квартала пока один, но мне кажется, что он был сделан вместе с постройкой синего дома:
Революция улиц Барселоны

Появилась детская площадка:
Революция улиц Барселоны

Зелень и искривление траектории движения:
Революция улиц Барселоны

Ландшафтные архитекторы хорошо поработали, разнообразие и композиция радуют:
Революция улиц Барселоны

Из приятных мелочей — слепок листьев на бетоне:
Революция улиц Барселоны

В остальном же так:
Революция улиц Барселоны

Практически на каждом перекрёстке появилась детская площадка. Вообще, это известное в урбанистическом мире читерство — все любят детей, поэтому будут меньше вставлять палок в колёса. В нашем случае ещё работает отсылка к ветеранам.
Революция улиц Барселоны

К тому же надо понимать, что общих больших дворов здесь нет — внутри кварталов всё поделено между разными собственниками, а игровая — вообще штука дорогая.
Революция улиц Барселоны

Появилось очень много деревьев, но пока в кадках. Надеюсь, что объяснять пользу деревьев в жарком климате никому не нужно.
Революция улиц Барселоны

Хорошо видно, что для машин оставили буквально одну полосу и закрыли многие направления движения. При этом сохраняется двустороннее движение, но вводится ограничение по скорости в 10-20 км/ч.
Революция улиц Барселоны

Даже тактильную плитку переделали с помощью пластика:
Революция улиц Барселоны

Тут раньше можно было повернуть в обе стороны, а сейчас только в одну. Просто перекрасили и подвинули мебель, хотя поменять стрелки забыли.
Революция улиц Барселоны

Внутри зоны всё сделано по временной схеме, а вот въезды в зону обновляют уже сейчас:
Революция улиц Барселоны

Поднимают уровень проезжей части до тротуара, сужают полосу, сажают деревья и кладут плиты:
Революция улиц Барселоны

До начала реформы 20% суточных поездок в городе приходилось на автомобиль, который занимал 60% пространства улицы. Новый баланс в тестовом районе виден, думаю, наглядно. В планах уменьшить пользование автомобилем на 21% за первые два года эксперимента. Планируется сделать подобное с 60% городских улиц:
Революция улиц Барселоны

С чего вдруг такие жертвы? От плохой экологии в городе преждевременно умирало около 3500 человек — 1200 из них можно было бы спасти, достигнув общепринятых в ЕС уровней для двуокиси азота. Сокращение количества машин на улицах позволит сократить на 18 700 приступов астмы, на 12 100 случаев острого бронхита и на 600 — госпитализации в связи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Ещё 61% горожан живут с уровнем шума, небезопасным для здорового образа жизни.
Революция улиц Барселоны

Безопасность (реальная и мнимая) тоже должна улучшиться. Не сказал бы, что с ней тут плохо сейчас, но с такими условиями начинаешь верить в нулевую смертность в авариях.
Революция улиц Барселоны

То есть цель программы намного шире, чем просто борьба с пробками. Окружающая среда очень сильно влияет на наш образ жизни и ценности. Если делать удобные условия для поездок на машине, то люди будут ездить на них, если для ходьбы пешком и поездок на общественном транспорте, то будут гулять до остановки с удовольствием. Дальше идёт развитие экономики, здоровый образ жизни и так далее. Не просто так в Нидерландах победили ожирение, хотя автомобилизация там выше, чем в России (а может даже чем в Испании).
Революция улиц Барселоны

Эффект таких изменений раскрывается не сразу — говорить о результатах можно будет хотя бы года через два после всесторонних исследований. Полноценно же жители и бизнес перестроится лет через пять, как мне кажется. Пока же есть как живые участки:
Революция улиц Барселоны

... так и не очень:
Революция улиц Барселоны

В любом случае иметь под боком тихую улицу, куда можно без опаски отпустить ребёнка — хорошая цель.
Революция улиц Барселоны

Но есть и ещё один нюанс, его я заметил лишь во время прогулки и о нём не пишут — район меняется, здесь сейчас много современного жилья и офисов, преображение продолжается.
Революция улиц Барселоны

Скорее всего, за счёт такой программы город также повышает интерес бизнеса к территории. Жильё с выходом на шумную улицу с машинами ценится лишь отдельными любителями, а безопасные и комфортные общественные пространства повышают стоимость метра.
Революция улиц Барселоны

Возможно это не причина, а следствие, но нельзя выкидывать экономическую составляющую. Безопасные для пешеходов и велосипедистов улицы с надёжным общественным транспортом стимулируют развитие, а шоссе под боком отпугивает.
Революция улиц Барселоны

В общем, это очень крутой и интересный пример комплексного подхода к улицам и качеству жизни. Важно понимать, что здесь не устроили революцию и не решили полностью закрыть путь для машин — это было бы архиглупо и сродни самоубийству. Барселона разделила улицы справедливо и нашла баланс: логистика не нарушена, проезд для экстренных служб сохранён, жители могут ехать на машине, но при этом не будут мешать и убивать всех вокруг. Именно такого подхода нам очень не хватает.
Революция улиц Барселоны

Поделиться записью:

Революция улиц Барселоны Революция улиц Барселоны Революция улиц Барселоны Революция улиц Барселоны Революция улиц Барселоны


Посты по теме:
Красьте дороги, а не покрышки!
Революция улиц Барселоны

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Источники сообщили, что было принято решение о назначении на пост первого замглавы администрации президента руководителя «Росатома» Сергея Кириенко. Вы помните 1998 год? Я отлично помню. Когда на все свои деньги, рубли, я смог купить одну сосиску, хотя собирался набрать продуктов на ...
Хочу отметить, что внешний вид лечащего доктора многое значит для пациента. Министерство здравоохранения представило новые рекомендации по внешнему виду врачей, касающиеся одежды, прически и макияжа. Информация появилась на портале «Медвестник». Врачей, медсестер и другие работников ...
В наше не простое время музыканты очень часто начинают заниматься политикой. Они в открытую выражают свое мнение по той или иной ситуации, а потом еще за границей могут в открыто ругать свою страну и людей, в которые сделали его звездой. Так это было с лидером группы «Машина Времени» Ан ...
В последнее время очень модно стало оправдывать присутствие наших войск на чужих территориях емким и удивительно загадочным словом -геоплитикой. Но почему то при всех удивительных познаниях в истории, макро и микроэкономике, при всех удивительных способностях навести тень на плетень, ...
Совсем немного часов осталось  до Нового Года... Следующий год - год козла Фрэнки! То есть можно сказать, что год ЖЖ! Прошедший год для меня ознаменовался многими событиями: Во-первых, произошло Великое Воссоединение Крыма с Россией, Крым был вызволен из 60-летней чудовищной окку ...