Революции - это всегда о деньгах...
el_tolstyh — 09.12.2024 Где деньги, Лебовски?!Откуда дальневосточное революционное движение брало деньги на своё, господи прости, сущетсвование? Это очень интересный вопрос, ответ на который позволяет чуть лучше понять, а что вообще такое было революционное движение, зачем и почему.
Конечно, были традиционные революционные эксы, то есть экспроприации, то есть грабежи. В конце 1907 года хабаровские эсеры пытались ограбить транспорт с золотом, но их намерение выяснилось агентурой Владивостокского Охранного отделения и ограбление было предотвращено. В 1908 году на целых 1500 был ограблен переселенческий начальник Южно-Уссурийского уезда. Но это всё такое.
По-настоящему интересно становится при изучении картотеки Владивостокского Охранного отделения, которая позволяет уточнить многое, включая вопросы источников финансирования революционного движения. Конечно, этот вопрос интересовал политический сыск. В своём отчёте о ревизии заграничной агентуры владивостокской охранки в Японии начальник отделения ротмистр Илларион Хуциев указывал, что основным финансовым центром для революционного движения в регионе стали подконтрольные США Филиппины. Революционеры-эмигранты, проживавшие в Маниле получали субсидии от американских предпринимателей еврейского происхождения.
Учётные документы дают больше представления о внутренних источниках финансирования антиправительственнго движения. В январе 1908 года владивостокский купец Давид Абрамович Циммерман попал под надзор охранного отделения, так как активно занимался финансовой помощью организациям эсеров в Нагасаки и Шанхае. Также он предоставлял принадлежавшее ему в Шанхае жильё в качестве укрытия для беглых революционеров. В финансировании революционеров оказалась замешана известная в Приамурском генерал-губернаторстве семья Пьянковых. Ей принадлежал торговый дом «Пьянков с братьями», который занимался коммерческими операциями широкого профиля от виноторговли до продажи книг. Жена Иннокентия Пьянкова Анна обещала передать 3800 рублей семье эсеров-революционеров Кларков (в частности, они были причастны к снабжению дальневосточных революционеров оружием из Японии) на выезд из Нагасаки в Австралию. Агентуре не удалось установить передала ли она деньги, но намерение к тому было зафиксировано.
Получается, что выдающиеся приморские предприниматели, успешно встроенные в структуру местного общества, — Давид Циммерман был одним из старейшин еврейской общины Владивостока, а братья Пьянковы были не только предпринимателями, но и меценатми, чьими деньгами долгое время содержалось Общество изучения Амурского края, — целенаправленно финансировали революционное движение в регионе. Поддержка с их стороны может быть, кстати, одним из объяснений того, как революционное движение, разгромленное в 1907-1908 годах военными и полицейскими методами смогло выжить, пусть и в виде разрозненных активистов и небольших групп, которые ликвидировались охранкой как только они пытались перейти на качественно новый уровень антиправительственной деятельности. К сожалению, сохранившиеся документы не проясняют мотивацию приамурской экономической элиты. Думаю, отчасти это могло быть вызвано стремлением застраховать себя от возможных преследований со стороны революционных групп, отчасти, личными симпатиями к оппозиционному и революционному движениям.
Нельзя забывать, что для местной экономической элиты революционное движение, связанные с ними местные политики (включая тех, кто потом избирался в ГосДуму) могло быть прекрасным рычагом давления на местную и общеимперскую администрацию. Как за счёт оказания прямого насильственного давления, так и за счёт использования их для лоббизма своих интересов. Ну, и да, вы же не думаете, что это была уникальная ситуация для Дальнего Востока? Достаточно вспомнить историю купца Морозова.
Так что здесь опять на отдельном, локальном уровне методами микроистории можно увидеть некий глобальный процесс. Увидеть, восхититься и задуматься над тем, как с его изучением и описанием работать дальше.
|
</> |