Ретроспективное расследование одного лётного происшествия

В одном далеком и заброшенном авиационном гарнизоне была
средняя школа. Школа как школа – развалюха. Учителя как учителя –
пауки в банке. Дети как дети – черти, одним словом.
И вот, однажды, по прямой указке из РОНО на должность учителя по
ОБЖ приняли отставного майора, пенсионера вооруженных сил, которого
все звали просто – Михалыч.
Большинство старых учителей почти все ушли из школы на пенсию
и уехали в центр страны. Школа неизменно пополнялась
молодыми учителями. Они очень любили поязвить и
поиздеваться над старым отставным офицером, особенно по
вопросам педагогики.
И вот однажды представился вот такой случай. Заболел учитель
истории и дабы не сорвать урок в одном ну очень
недисциплинированном классе, завуч решила направить
туда нашего майора, ну в смысле – бросить под танки. Михалыч был из
тех людей, которые не ропщут, а получив приказ идут его
выполнять.
Итак, звенит школьный звонок и урок начинается, … а начался он с
того, что сначала отрепетировали встречу начальника, потом
доклад дневального по роте. Конечно, всё – строго с
требованиями строевого Устава. Затем, осмотрев класс взглядом
профессионального снайпера, новоявленный Песталоцци четко,
командирским басом спросил:
— Какое задание было на дом, товарищи?
Один из учеников, Вовочка Пупкин, поднял руку и четким голосом
доложил, что на дом была поставлена боевая задача на изучение
мифов древней Греции, в частности, миф об Икаре. Тогда
военспец попросил ученика пересказать ему этот миф. Ученик вышел
к доске и бодрым голосом доложил о том, что мифический
герой Икар сделал себе крылья, на которых он и полетел к солнцу. И
вот он поднялся высоко-высоко, прямо к самому солнцу, отчего
крылья Икара расплавились и сгорели. В результате Икар упал в море
и погиб...
— Да… – вздохнул внук Макаренко.
Макарыч не знал материалов урока, но детей надо было чем-то занять
ещё в течение получаса. А отставной майор был из той породы
людей, которые бросались с гранатами под танки, закрывали своим
телом амбразуры и пикировали в горящих самолетах на головы врагов.
Для Михалыча не было невыполнимых задач – он считал, что если
задача поставлена, то должна быть выполнена любой ценой, не жалея
крови и самой жизни. Но всем известно, что как задача ставится, так
она и выполняется.
— Так, что мы имеем? – прогремел на весь класс Сен Сей.
— А имеем мы, товарищи, тяжелое летное происшествие,
связанное с гибелью человека. Но давайте всё же разберемся в
обстоятельствах, причинах и, конечно, виновниках данной
катастрофы.
— Итак, паре летчиков была поставлена боевая задача –
выполнить перелет над Средиземным морем, с острова Крит на
остров Мальта.
Михалыч нарисовал маршрут перелета на доске.
(изображение взято с https://do-centr.ru)
— Расследованием установлено:
1.Пара истребителей – летчики Дедал и Икар, произвела взлет и
набор высоты.
2.На маршруте следования лейтенант Икар произвольно отклонился от
заданного маршрута, чем нарушил боевой порядок. В результате чего
произошла полная потеря ориентации. Не зная эксплуатационных
ограничений летательного аппарата, лейтенант Икар пытался
восстановить ориентирование по солнцу. В ходе поиска ориентиров
были грубо нарушены ограничения по высоте, скорости и прочности
летательного аппарата, в результате чего летательный
аппарат разрушился и упал в море, а летчик лейтенант Икар
погиб.
3.Причинами данного происшествия являются:
– личная недисциплинированность лейтенанта Икара;
– плохая теоретическая подготовка группы к полету;
– безграмотное управление полетом группы по маршруту со стороны
ведущего группы капитана Дедала.
В ходе расследования причин катастрофы также установлено:
– постановка задачи на перелет группе командиром полка,
полковником Зевсом, не производилась;
– заблаговременная подготовка к полетам по маршруту не
проводилась;
– предварительная подготовка была проведена с низким качеством, при
чем контроля готовности к полетам осуществлено не было;
– метео-обеспечение перелета отсутствовало;
– радио и локационное обеспечение не велось;
– аварийные маяки и система опознавания не включалась;
– поисково-спасательное обеспечение не проводилось;
– сертификации летательного аппарата не осуществлялось;
– журналы подготовки техники к полетам отсутствуют;
– формуляры на авиационную технику не оформлялись;
– средства объективного контроля не использовались;
– радиолокационный контроль за выполнением перелета не
проводился;
– тренажи по штурманской подготовке и действию в особых случаях в
полете не планировались и не проводились;
– летчик лейтенант Икар порядок действий при потере ориентирования
не знал и не отрабатывал на земле;
– командные пункты ПВО и центры управления полетом не
оповещались;
– контроль за выполнением поставленной задачи со стороны
вышестоящего командования отсутствовал.
Вывод:
весь набор фатальных нарушений требований
документов, регламентирующих летную работу привел к тяжелому
летному происшествию.
Виновниками данного летного происшествия являются:
– командир авиационной части полковник Зевс, утерявший
контроль за выполнением поставленной задачи;
– ведущий группы капитан Дедал, проявивший полную неспособность
управлять группой как во время полета, так и при подготовке к
нему;
– летчик лейтенант Икар, проявивший личную
недисциплинированность и слабые теоритические знания в конструкции
летательного аппарата и его эксплуатационных ограничениях.
Итак, товарищи, записываем мероприятия:
– полковнику Зевсу за утерю контроля за летной подготовкой экипажей
объявить о неполном служебном соответствии;
– капитана Дедала, проявившего слабые навыки руководства полетом
группы и подготовки к нему, с должности снять и назначить с
понижением;
– материалы расследования данного летного происшествия
изучить во всех частях и подразделениях, о чем доложить мне
письменно….
Звенит звонок…, в классе стоит гробовая тишина, точнее оторопь…,
дети напрочь забыли, что они, оказывается, недисциплинированные
школяры!
Они были под неизгладимым впечатлением от первого урока суровой
жизненной действительности...