Ретроанализ в трансутопии - 3. Шокирующее прозрение элиты: материальные блага

топ 100 блогов alex_rozoff07.12.2021 Во 2-й части* была выдвинута рабочая гипотеза: будущее по Азимову и Хайналайну было отменено, поскольку элита не находила себя в этом будущем. Был сделан выбор в сторону "информационных" (перераспределяющих) технологий. Ирония демона истории, однако, такова, что в таком "информационном" будущем элита тоже не найдет себя, поскольку такого будущего нет вообще. Достаточно рассмотреть с позиции ретроанализа соответствующую антиутопию (например "Склад") Харта, чтобы убедиться. Перейдем же к этому любопытному нарративу**.
Вкратце (не рассматривая весьма условную линию экологического катастрофизма в романе "Склад") фон сюжета таков: корпорация "Cloud" - глобальная платформа электронной коммерции, этакая разросшаяся "Amazon", монополизировала весь мир и получился гибрид эпического ГУЛАГа с концептуальным "электронным концлагерем". Точка. Далее - сюжет, в котором заключенные пытаются как-то выживать, а по возможности - выслужиться перед элитариатом (или вертухаиатом), чтобы получить в награду рабочее место с усиленным пайком...
...Авторитетные литературные критики высоко оценили роман Харта, особенно - за достоверность и связь с нынешними реалиями. Кажется, никому из них не пришел в голову детский вопрос: откуда все берется на складах корпорации "Cloud"?
Ретроанализ в трансутопии - 3. Шокирующее прозрение элиты: материальные блага
На страницах романа - только финальная стадия сборки и сортировка товаров. За кадром остается загадочный мир, в котором рудники и скважины, металлургические и химические комбинаты с рабочими и сельскохозяйственные угодья с фермерами.

Понятно почему они за кадром. Ведь схема организация труда и быта, принятая в корпорации "Cloud" попросту не может быть применена к базовому материальному производству - даже если включить любой мыслимый аппарат насилия***.
Если же показать эту базовую (материальную) часть экономики - то окажется, что линейный персонал корпорации "Cloud" показанный в романе - это фрики-мазохисты, живущие несравнимо хуже, чем трудящиеся в "закадровой" среде.
Применяя приемы ретроанализа к сюжеты - мы обнаружим, что корпорация "Cloud" не смогла бы ни при какой последовательности ходов приблизиться к глобально-монопольному положению, обрисованному в романе.
Дело в том, что платформы электронной коммерции существуют лишь за счет избытка платежных средств у потребителя. Лишь поэтому потребитель, чтобы не тратить время, готов выложить в качестве комиссии платформе - четверть сверх отпускной цены предприятия. Такова рыночная цена "клика" в приложении платформы. Но лишь только потребитель беднеет (а в сюжете "Склада" средний потребитель нищ, как нигерийский бомж, хотя это слегка замаскировано обилием электронных гаджетов) - так вот, лишь только потребитель беднеет, он тут же утрачивает интерес к платформе, и предпочитает "ногами" найти, где товар дешевле.
У производителя товара - симметричный порыв: он хочет найти потребителя сам, чтобы не отдавать платформе свою потенциальную наценку.

В экономическом смысле: платформа продает потребителю и/или производителю экономию времени на взаимный поиск. В случае обеднения социальной среды происходит соответственно удешевление времени, и платформа теряет рынок.
Разумеется, платформа может побороться за свою рыночную нишу - сокращая свои издержки, но единственный доступный путь такого сокращения издержек - это снижение оплаты своему персоналу (переход к сверхэксплуатации труда). Такую картину мы видим сейчас в платформах - прототипах корпорации "Cloud". Но при таком подходе у персонала возникает мотив бросить рабочее место в платформе и поискать что-нибудь более человеческое. Это - наблюдаемый феномен "Big Quit".

Можно удивиться: как это владельцы платформ не предвидели подобного развития событий? Вероятно, дело в том, что в сознании элиты уже размылась объективная реальность. Для них стало сюрпризом, что материальные блага не растут на складе за определенные деньги, а кем-то производятся.

...Такие дела...
----------------------
*) Ретроанализ в трансутопии - 2. Элита на рубеже XXI века искала себя в светлом будущем - и не нашла.
https://alex-rozoff.livejournal.com/503180.html
**) Роб Харт «Склад». Производственный триллер на фоне очень узнаваемого будущего
https://www.mirf.ru/book/rob-hart-sklad/
Склад. Роб Харт рассказывает о нашумевшей антиутопии
https://www.labirint.ru/now/rob-hart-sklad/
Англоязычные критики об антиутопии «Склад»
https://dtf.ru/read/170095-angloyazychnye-kritiki-ob-antiutopii-sklad
***) ГУЛАГ
https://ru.wikipedia.org/wiki/ГУЛАГ#Эффективность

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Украина с момента получения независимости десятки лет все более находилась в состоянии национального и цивилизационного противостояния с Россией, перешедшего последние два года и в ...
Кинофильм «Вокзал для двоих» - очень сильная работа (режиссёрская, актёрская) и главное — интересный сюжет, однако же, пересматривать его не тянет. Разве что — фрагментами. Что в нём не так? Что царапает и даёт сбой? Вроде бы всё на месте — мужчина и женщина обрели себя и — любовь. Но ...
Средний долг выпускника американского колледжа - 24 000 баксов. Господа совкоборцы, сколько ВЫ заплатили за свое образование? Что интересно, далеко не все коледжи в Америке - это аналоги нашитх ВУЗов, многие - техникумы и ПТУ. Если же брать ...
Сегодня, кстати, 20 лет со дня смери Янки Дягилевой. Слушал ее когда-то в отрочестве. Когда была депрессия, ее песни помогали усилить ее до той степени, после которой уже ничего не чувствуется. Когда все было хорошо, слушать Янку в голову не ...
UPD: Вот она, волшебная сила искусства, то есть ЖЖ! Написала пост, отправила, потом полезла в поисковик - и оно вдруг нашлось (а раньше не находилось)! Это, собственно, "Плагиат" (очень неожиданное название для книги с таким сюжетом :D), автор - Елена Липатова. Здравствуйте, люди добрые. ...