Республика и Империя
dzecko — 02.01.2012 В последний год я как-то настойчиво читал книги по истории Древнего Рима. Уж не знаю, что меня на это сподвигло. Видимо, время за окном подсказало.И вот ведь какая забавная, хотя, полагаю, и не совсем оригинальная мысль, меня посетила. Во времена Республики все решающим классом была римская аристократия. Именно она в лице патрициев и сената, как их рупора, определяла направление развития римского государства. Плебс же постоянно находился на положении пасынка, которому даже и должностей-то доверить нельзя было. У нас сложились довольно благостные представления о том времени благодаря опосредованно дошедших до нас воспоминаний. Правда, добавлю, это все это были воспоминания той же аристократии, которая и вела Анналы.
Наступило время Императоров. И здесь картина резко поменялась. Императоры были вынуждены уничтожать вокруг себя любые попытки встать вровень, поэтому именно во времена императора аристократия вырубалась чуть ли не сословно. Но с другой стороны, плебс себя ощущал баловнем судьбы. Потому что именно его баловали и Калигула и Нерон и Август. императоры понимали, что именно плебс и армия составляют гарантию их власти. "Хлеба и зрелищ!", ревели толпы. Хлеба и зрелищ раздавали императоры. Но не только хлеба и зрелищ. Императоры включили социальные лифты, они законодательно предоставляли плебсу все большие свободы и возможности. Но в нашем сознании их имена сохранились символами жестокого произвола и абсурдного государственного управления. А все почему? Ответ, прост - ведь плебс не писал воспоминаний и хроники. Воспоминания и хроники писали люди из верхнего слоя общества, которые постояно ощущали на себе риск попасть под очередной гребень репрессий. А вот если бы спросили представителей римского плебса о том, какими были их императоры, полагаю, в ответ мы услышали бы: "Ах, как жалко нашего Неронушку (Калигулушку, Цезарушку), загубили его патриции-кровопийцы".
А теперь можем обратить эту ситуацию на наше время. Мне кажется именно этим можно объяснить такой когнитивный диссонанс в нашей исторической памяти по отношению к Сталину. Просто, официально мы его помним из воспоминаний уцелевшей коммунистической знати, которая его ненавидела и боялась, а вот подкоркой мы помним совсем другое - ощущение счастья и спокойствия, которое переполняло народное сознание, особенно после только что выигранной войны. Да я знаю, что и народу по загривку попадало. Но народу по загривку попадает всегда, он к этому уже привычен, в отличие от знати, поэтому относится к этому фаталистически. Зато вот пряников и возможности быстрых социальных лифтов народ получает лишь во времена императоров.
Я вовсе не собираюсь идеализировать образ генералиссимуса. Просто мысли вслух о Республике и Империи. Аристократия предпочитает Республику, как власть меньшинства во благо меньшинства, плебс - Империю, как власть одного человека во благо большинства. А вовсе не наоборот, как нас часто пытаются заверить.
|
</> |