Реновация, как приговор
nikitskij — 04.05.2017В традиционной экономической теории обычно считается, что строительная отрасль есть ни что иное, как локомотив любой экономики: в кризис она первая встает, однако при выходе из оного также первая приходит в себя, начинает работать, «вытаскивая» за собой кучу смежных отраслей (грузоперевозки и транспорт, производителей строительных материалов и т.д.). Стоит наверно признать, то, что мы видим сейчас в Москве с проектом реновации, несет достаточно серьезные риски для застройщиков и девелоперов, и в итоге неизменно негативно отразится на всем рынке...
Проведя небольшой опрос среди знакомых, связанных со строительным рынком, погуглив отзывы в социальных сетях, никакого позитива по поводу предстоящего проекта реновации я не увидел. Более того, столичный рынок недвижимости находится практически в состоянии оцепенения: во-первых, дефицита готового жилья нет (на рынке в свободной продаже находятся 7,5 млн. кв. м жилья) и не предвидится, во-вторых, к вводу на рынок уже практически готово 2,3 млн. кв. метров. Учитывая объем вводимого жилья по проекту реновации (порядка 35 млн. кв. м, а, по другим оценкам, и все 50 млн.кв.м), это если не обрушит рынок, то серьезно подорвет позиции строительных компаний. Кстати, я об этом писал уже ранее.
Здесь можно было бы сказать, что проект реновации открывает огромные возможности для застройщиков. Но по факту все они от него только проигрывают. Любому, кто хотя бы чуть-чуть разбирается в строительстве, понятно, что строить отдельные дома для любого застройщика будет гораздо выгодней, чем участие в программах поквартальной застройки, которые предполагают возведение социальных объектов, благоустройство территории, организацию межквартальных проездов и т.д. При этом после публикации перечня из 4,5 тыс. домов, которые могут войти в программу реновации, стало понятно, что никаких «лакомых» кусков в плане застройки там нет, большая часть участков имеет среднюю или низкую стоимость, плюс предполагает еще и дополнительные траты на полную замену инженерных сетей, не рассчитанных на резко возросшую нагрузку из-за роста этажности строений и количества жителей, проживающих на этой территории.
Серьезно выиграть от продажи квартир, которые останутся после переселения в новых домах, тоже не получится: в законе прописано, что квартиры должны быть точно такой же площади, как и те, из которых переселяют. Это значит, что застройщики вынуждены будут использовать проекты серий, которые пользуются на коммерческом рынке невысоким спросом, продать такое жилье будет крайне сложно, даже несмотря на то, что они будут располагаться в более дорогих монолитных домах (еще один минус для застройщиков - не удастся сэкономить на стройматериалах, использовав более дешевые панели).
Анализируя сопутствующие факторы (рост стоимости стройматериалов, необходимость использовать в монолитном домостроении более дорогой рабочей силы и т.д.), можно прийти к выводу о том, что реальность для застройщиков в Москве действительно далеко не радужная. С рынка уходит огромное количество потенциальных покупателей (по некоторым оценкам, порядка 20 тыс. семей), которые в обозримом будущем могли приобрести новое жилье. К ним добавляются также те, кто хотел купить недвижимость впрок (например, для детей) или использовать ее как средство сохранения капитала. В условиях, когда рынок столь нестабилен, они либо вовсе откажутся от этой идеи, либо отложат ее реализацию.
Получается, никаких выгод для застройщиков от программы реновации нет. Есть риски для всей отрасли, и они огромны…
|
</> |