Рене Жерар и его книга о Достоевском

Понравилось:
"...искусство полного отрицания - может быть, единственный возможный вид христианского искусства в наше время, неоспоримо достойный его".
(Ср. "Изначальная честность и простота негативного состояния может стать творческой силой как в обществе, так и в личных взаимоотношениях. Глубинное негативное состояние весьма откровенно, остро и точно; оставив его в роли глубинной негативности, не прикрываясь концепциями, мы увидим природу его разума" - ЧТР)
Вершиной именно такого искусства, по мысли Рене Жерара, стали "Братья Карамазовы", в то время как все предыдущие произведения Достоевского были подступами к этой вершине. Любопытно (не знал этого), что разочарованный романом Константин Победоносцев потребовал от почитаемого им Федора Михайловича написать некое "опровержение" к роману вскоре после его публикации и Достоевский даже пообещал такое "опровержение" предоставить, но обещания не выполнил... Именно с самого христианского, мы мысли Жерара произведения Достоевсого, начались его расхождения с псевдохристианством победоносцевых (и можно продолжить - лениных и дугиных), организующих вместо свободного выбора добра пародийную "литургию зла". В сердцевине которой, похоже, мы сейчас находимся.
Пока нарастающее ощущение, что Рене Жерар исключительно великолепен как мыслитель и как писатель.
Я по прежнему считаю буддизм гораздо более высокой формой религии, чем иудеохристианство и многие мысли Жерара кажутся мне чрезвычайно близкими буддийской традиции в интерпретации ЧТР, а какие-то уводящими в сторону, но трудно не согласиться со словами Рене Жерара, что "иудеохристианские формы укоренены в современном западном рационалисте гораздо глубже, чем его собственные отрицания"... И в каждом из нас эти формы так или иначе проявляются. Впрочем, далее мои пути с путями Жерара (по крайней мере пока) расходятся... Но в этой точке и в той точке, где он пишет, что "зло, одновременно самое сильное и самое слабое, постигнутое в корне, то есть тьма, открывающаяся как чистый выбор" - они безусловно совпадают.
На Жерара я вышел в конце прошлого года, прочитав в запрещенном в РФ СМИ статью о Питере Тиле и его компании Palantir. Википедия пишет, что в философском плане на Питера Тиля огромное влияние оказал именно Рене Жерар. Интересно, что Питер Тиль - открытый гомосексуал (Жерар, будучи христианином, считает гомосексуализм не большей формой извращения, чем обычные фомы гетеросексуальных извращений - но это отдельная тема) и основатель компании Palantir... Я даже в свое время прочитал книгу П. Тиля "От нуля к единице". А о роли компании Palantir в современных событяих на востоке Украины я промолчу, дабы не попасть под действие УК РФ...
Но то, что современная российская история движется по путям, проложенным выпускником Главного инженерного училища Российской Империи Ф. М. Достоевским, после прочтения книги Р. Жерара, мне кажется несомненным.
Есть соблазн увидеть в этом вину писателя, от каковой трактовки не сумел удержаться, например, другой современный писатель Александр Иличевский, в недавнем интервью другому запрещенному в РФ СМИ (так уж получается, что почти все, что мне сейчас читать интересно, находится "под замком" РКН) пишет: "... такое ощущение, что Достоевский, описав известные типы человеческого существования, их же и породил. Узаконил. Они стали в своем роде вечными - и по его лекалам постоянно воспроизводятся, по его программе. Оживают. Предстают перед нами. И хотя это спорно - но скажу: есть вещи в человеческой природе, о которых вообще стоило бы помалкивать. Молчать и молиться, чтобы все разрешилось благополучно".
Но Рене Жерар считает, что не вина Достоевского в том, что он все это "сказал". А в том, что мы все так и не услышали то, что он сказал. Не поняли. Сделали из Достоевского идола именно тогда, когда он громче всего заявил об опасности именно новозаветного идолопоклонства. И персонажи "Бесов" посыпались на наши головы как из перечницы, брошенной в дьявола, словно из рога изобилия.
"Основная тема Легенды - риск для людей, который влечет за собой возрастающая свобода..." - Рене Жерар. Под этими словами мог бы подписаться и Н. Талеб.
|
</> |