Религия прогрессизма разрушается о неудобную действительность


Минутка крахов.
Обсуждая перемоги эльфийского имитационного хайтеха, нельзя пройти мимо той парадигмы, из которой оные перемоги выросли, и которая в итоге сейчас разрушается посредством этих же перемог.
Вот что написал о ней в середине апреля коллега Мараховский:
<...> По возвращении из <...> мегапутешествия (на New Shepard) настоящий спор разгорелся вокруг того, считать ли это «похоронами селебрити-феминизма» (как заявила фем-авторка New York Times) или всё-таки какой-никакой, а зарёй новой эпохи (как выразилась слетавшая певица Кэти Пэрри, «Это важный момент для будущего коммерческих космических путешествий, для человечества в целом и для женщин во всем мире»).
Но, как представляется, это были в первую очередь не похороны селебрити-феминизма. Это были похороны - как положено, <...> в виде едкой пародии - эпохи космической мечты.
<...>
Лично мне, ув. друзья, нравится идея рассмотрения советского мировоззрения в качестве лишь самой знаменитой версии «религии XX века». Самой знаменитой - но не отличавшейся принципиально от конкурирующих концепций, из которых повергнутым дьяволопоклонством был признан (заслуженно, естественно) германский нацизм, а на должность победившего добра был назначен (как показала практика, несколько самонадеянно) «светский технократический прогрессивизм» в исполнении широчайшего спектра граждан от Лири до Фукуямы и от Хайнлайна до Сороса. Плюс куча версий мелких, изуверских, подзабытых, промежуточных и сочетавших несочетаемое.
Их фактический антагонизм, а также невообразимое число жертв их схватки (нам ли, потомкам победителей фашизма, это объяснять), мешает многим до сих пор признать, что всё это были, конечно, разные и несовместимые мировоззрения - но они были враждебны и несовместимы в рамках одного и того же базового догмата.
Это был догмат о «рационалистическом милленаризме», то есть о своеобразной версии царства Божия в физическом мире, которое должно было прийти не с небес на Землю, а в обратном направлении.
Базовый догмат рационалистического милленаризма - разделяемый всем XX веком без исключения - звучал так:
- Человеческий Разум, создавший паровоз, резину и радио, создаст и общество, в котором все получат невообразимое количество могущества и будут воплощать самые дерзкие и смелые свои мечты.
Вторым, уточняющим, догматом выступало утверждение, что эти дерзкие и смелые мечты будут безусловно добрыми, светлыми и благородными. Ибо существующие сейчас, пока борьба за Царство Разума ещё длится, социальные язвы (зависть, лживость, ревность, ненависть, леность во всех своих формах и сочетаниях) - это от дурного воспитания и плохих условий содержания. Если устранить воздействия, провоцирующие эти пороки, и обеспечить граждан качественным медицинским уходом и педагогикой, то Человечество (выжившая и лучшая его часть) облагородится и трансформируется в нечто богоподобное.
Оставив в стороне евгенические эксперименты XX столетия (они бывали как откровенно людоедскими, так и довольно бархатными по форме и принципам отбора), отметим здесь одну важную деталь.
По все стороны всех линий фронта все версии «рационалистического милленаризма» буквально пенились обетованиями плодов прогресса.
Про американскую фантастику, обещавшую йиии-хааа-покорение бесконечности с атомными кольтами наперевес мы знаем все. Про советскую (меньше перестрелок, больше Преодоления и Силы Духа) - тоже.
Мы не знаем про фантастику Рейха, но это не его проблемы, а наши: она была. Достаточно сказать, что одна из главных звёзд немецкого кино Гарри Пиль активно пилил тему научно-технического прогресса и даже допилил её до идеи Огромных Боевых Роботов (Der Herr der Welt, 1934).
…А где есть вера в грядущее дарование могущества, там должна быть и Земля Обетованная. Свой Ханаан, где могущество будет осуществлено или, вернее, осуществляться до бесконечности, до абсолютного всемогущества, егоже царствию не будет конца.
Этим Ханааном (а также Эльдорадо, страной Бразил и островами блаженных) и стал космос. В него начали убегать дети, в него начали отправлять человекоподобных олимпийцев в приталенных комбинезонах, в нём начали устраивать все утопии, включая хиппи-пацифистские, и антиутопии, включая доведённые до крайности.
<...>
Что случилось с покорением космоса - мы все знаем: в некотором смысле то же самое, что с созданием нового общества могучих человекобогов.
Конечно, перечислить фейлы космической мечты легче, чем фейлы социального реформаторства, но и это при добросовестном подходе займёт много страниц. Поэтому констатируем главное: космической эре вот-вот стукнет 70, и скажи кому-нибудь из впечатлённых Спутником, что покорение исчерпается «нуууу полвека назад люди попрыгали по Луне. Вроде как. Многие сомневаются» - они бы просто не поверили. Я, конечно, верю, что «про всё есть уже написанная фантастика». Вероятно, есть и фантастика 1950-х, написанная про то, как человек не смог покорить космос.
Но мне о ней не известно. Возможно, такие романы просто не принимали к публикации.
Как бы то ни было, космос превратился в эффективную отрасль экономики - хотя и глубоко служебную; космос превратился в эффективную военную отрасль - хотя пока что, слава Богу, тоже скорее служебную; чем он так пока и не стал - так это местом жительства людей.
Если не считать, конечно, тоже весьма издевательской истории с двумя американскими астронавтами, застрявшими на орбите из-за того, что заказанная с Земли боинговская маршрутка сломалась.
…А всё, что обманывает надежды, попирается людьми в каком-нибудь издевательском карнавале.
В нашем случае «Ханаан XX века» был попран весьма наглядно и, я бы сказал, даже нарочито: тётеньки в космическом, попав на 107 километров высоты, вообще почти не смотрят в иллюминаторы, а смотрят в камеры своих смартфончиков и обсуждают реснички.
Сказанное не значит, ув. друзья, что произошли похороны самого научно-технического прогресса - никоим образом. Сказанное не значит также, что произошли похороны космической эры как таковой - тоже нет.
Произошли похороны космоса религиозного, космоса-обетования, космоса, текущего молоком и мёдом.
Космоса для людей-богов.
Возможно, это случилось потому, что сами люди не смогли стать богами. Возможно - потому, что они и не могут ими быть, а «рационалистический милленаризм» был такой же ложной верой, как какой-нибудь адвентизм седьмого дня, интенсивно ожидавший (всё по науке, были даже расчёты) конца света в 1843-м.
О том, что космическая эра продолжает своё развитие, я писал не далее, как вчера, упомянув проект Международной научной лунной станции, который пилит Эта Страна вместе с Поднебесной и примкнувшими участниками БРИКС. То есть, идея выхода человечества в околоземное пространство - никуда не делась.
Однако ничего прорывного земные надмозги запилить так и не осилили, то есть человеческое всемогущество, о котором повествовали фантасты XX века, оказалось лишь фантазиями.
Действительность же гораздо ближе к тому, о чём уже на излёте минувшего столетия написали не очень оптимистичные мордорские ватники вроде Александра Громова с его не раз упомянутыми тут романами "Год лемминга" и "Мягкая посадка": человечество во многом деградирует, вызывая к жизни мрачный юмор вроде запечатлённого на картинке в начале поста.
Придётся верующим в Прогресс, который типа сделает людей подобным богам, поискать себе какую-то другую религию. Ибо выход в космос, как показала неудобная действительность, требует намного больше труда и усилий, чем предполагалось.