Ректор Сколтеха Александр Кулешов: "С поставками оборудования — катастрофа"

топ 100 блогов philologist23.05.2022 Ректор Сколтеха Александр Кулешов в интервью "Ъ": "Публиковаться [российским ученым в западных научных журналах теперь] — проблема. У рецензента, к которому попадает научная статья, могут быть личные симпатии и антипатии, на него могут повлиять антироссийские настроения, даже если статья попадает к нему анонимно, ведь по тексту и ссылкам он может догадаться, что она из России.

Ректор Сколтеха Александр Кулешов: С поставками оборудования — катастрофа

С поставками оборудования — катастрофа. У меня в одном из суперкомпьютеров вышла из строя плата. Даже данные невозможно было выгрузить. Мы искали эту плату девять недель. В конце концов с большим трудом решили вопрос. У нас стоит масса оборудования, и оно ломается — нет ничего вечного. При этом сняты все гарантии, все обязательства по ремонту, обслуживанию и так далее. Если вы думаете, что я оптимистичен, это не так.

Конечно, всякую мелочевку типа платы так или иначе можно найти. Дольше и дороже, но можно. Крупные вещи — нет. Понимаете, есть вещи, условно говоря, с VIN (идентификационный номер транспортного средства), как в автомобиле. Например, у компании Bruker, которая производит лабораторное оборудование для всего мира, каждая деталь на счету. Это не массовый товар, который можно купить на рынке. Это «шестеренка», которая сделана для определенной установки, и через третьи страны ее не закажешь.

Что касается серьезного оборудования, от вычислительных кластеров (группа компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс) до просвечивающих микроскопов, я не знаю, что с этим делать. Это колоссальная проблема. И она не только нас касается. Вот кластер Кристофари, входит в топ-50 самых мощных суперкомпьютеров мира, принадлежит «Сберу». Великолепное сооружение. Но как его сейчас поддерживать — я не понимаю.

Самое страшное, что у нас нет собственного научного приборостроения, нет собственной вычислительной техники, нет микроэлектроники. Так исторически сложилось. В 1950-х — начале 1960-х годов мы не особенно отставали от американцев. Американская Burroughs и советская ЭВМ БЭСМ-6 (Большая электронно-счетная машина) были более или менее эквивалентными машинами. Но в 1971 году — это было уже на моих глазах — мы остановили собственное развитие и стали копировать IBM и DEC серии PDP. Брали процессоры, потом их аккуратненько послойно шлифовали, срисовывали маску, то есть, грубо говоря, восстанавливали топологию. И после этого производили. Так было до 386-го процессора — его отшлифовать уже не удалось: он слишком маленьким был. Не было средств такого шлифования. И на этом все закончилось.

Вот смотрите, ключевая штука в производстве чипов — литограф. Сам он содержит тысячи чипов. Выпускают литографы всего две фирмы: нидерландская ASML и японская Nicon. Какое-то время назад нам перестали продавать литографы. Какое там производство чипов, если нет основного оборудования?

— И что же будет, если не будет чипов?

— Ничего не будет. Сейчас нет оборудования, в котором не было бы микроэлектроники. Сам литограф содержит чертову уйму микроэлектроники, а для того, чтобы сделать эту микроэлектронику, нужен литограф. Получается замкнутый круг. У меня нет ни чипов, ни литографа. Но для того, чтобы сделать литограф, мне нужно сделать чипы…

Вы можете подписаться на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте, сообщиники. Давненько я не заходила, с тех пор как ушел на Радугу мой Кыся. Вы меня тогда здорово поддержали, но читать про чужих питомцев было выше моих сил. Тоска поселилась в моей душе в декабре, она и сейчас там есть. Я не хотела выбирать новое животное, хотела, чтоб оно ...
Сегодня снимать фильмы о войне уже не умеют. Ушли из жизни все кинорежиссеры-фронтовики – Чухрай, Тодоровский, Колосов, Озеров, Ростоцкий, Матвеев, Бондарчук, Ершов. Это были настоящие солдаты - летчики, разведчики, связисты, танкисты. Им было, что рассказать. А у нового поколения ...
Константин Алексеевич Коровин. "Париж.Сена" 1902 Холст. Масло. Парижу Сена руки лижет, Как благодарный сенбернар... Париж - восторженно-бесстыжий, Любимый Сарою Бернар, Монтаном, Шарлем Азнавуром, Габеном, Шевалье... и мной... Париж - ...
Как-то я реже стала тут появляться, да? Сама знаю, что да. И читаю тех, о ком хотелось бы знать больше, тоже реже и не потому, что перестала просматривать френд-ленту, нет. Они пишут намного реже. Может и в блогах наблюдается некая цикличность? С ...
Коллеги, попадались ли вам картинки с интересными кардиганами? Такими безразмерными, уютными, что бы замотаться можно было. Гугл выдал что-то весьма унылое. Равелри показывает вроде то, да не то. По соответствующему тегу прошлась, глаз не зацепился. На Осинке с трудом представляю как найти ...