
Реки, часть XXI. Реки Уфы


Побывать в Уфе мне хотелось давно, но всё никак не
складывалось.
Год назад я даже забронировала номер в отеле, но почитала
актуальную информацию и поняла, что смысла ехать нет — карантин,
всё закрыто. Отменила бронь и села ждать удобного случая.
Проект
#моиреки подтолкнул к тому, чтобы снова подумать об Уфе и на
этот раз всё сложилось.
Река Белая (Агидель, башк. Ағиҙел, тат. Агыйдел )— река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы.


Протекает по территории Башкортостана и по его границе с Татарстаном. Длина реки 1430 км, что делает Белую самой длинной рекой в Башкортостане.


Питание реки, главным образом, снеговое. Около сотни притоков длиной более 100 км, более мелких вообще не сосчитать. Кстати, река Сим, которую наблюдала по пути в Уфу, тоже является притоком Белой.


Еще не так давно Белая являлась составной частью водного пути Москва — Уфа, по которому были организованы круизные маршруты. Увы, за последние годы река сильно обмелела и о круизах пришлось забыть до лучших времен.



Однако прокатиться на прогулочном катере возможно и моё знакомство с Уфой началось именно с реки.

Небольшое лирическое отступление. С детства любая поездка на поезде в западном направлении (а в другом я и не ездила) вела мимо Уфы. И каждый раз, хоть рано утром, хоть поздно вечером, я ждала свидания с Салаватом Юлаевым. Не с человеком, но с памятником, что возвышается на высоком холме над Белой.

Именно этот ракурс отлично виден из окна поезда, когда он или подъезжает к Уфе со стороны Москвы, или отъезжает со стороны Челябинска. Поезд проезжает по ЖД мосту и многие прилипают к окнам именно ради этого вида. Симметричный вид со стороны реки

Вид на ЖД мост с вершины холма. И даже поезд на мосту успела поймать.

Дёмский железнодорожный мост — первый однопутный мост через реку Белую в Уфе, был построен в 1886-1888 гг. Обеспечил дальнейшее строительство Самаро-Златоустовской железной дороги вначале до Златоуста, а затем и до Челябинска.

Длина моста — 640 м, схема — шесть пролетов по 106,5 м. Первоначально пролеты были чуть длиннее, но в период реконструкции 1991-2001 гг старые пролеты были заменены на новые, с учетом современных нагрузок.

А мы плывем дальше. Панорама города и вид на новую набережную открываются с левой стороны. Дворец Правительства

Первая соборная мечеть

Продолжаем плыть и доплываем еще до одного моста, на этот раз автомобильного.

Оренбургский мост или Старый Бельский мост — первый автодорожный мост через реку Белую. Построен в 1952–1956 годах. С 2004 года находился в предаварийном состоянии. После ремонта был открыт в июле 2018-го, но движение по мосту ограничено.

В 10 м. восточнее находится Бельский мост, именно по нему сейчас организовано основное движение транспорта. Построен в 1984–1993 годах, параллельно первому мосту.

Между двумя мостами строится мост-вставка Новый Бельский мост. Разговорные названия мостов через Оренбургскую переправу — «Мост в аэропорт», «Южный мост»

Монумент Дружбы, посвящён 400-летию присоединения Башкортостана к России.

За мостами река делает поворот на 90 градусов и вскоре выводит нас к еще одной реке Уфы.

Река Сутолока — правый приток Белой. В виду малости (длина реки 8 км) не включена в Государственный водный реестр. Однако некогда она сыграла большую роль в образовании города, защищала крепость с востока. Ныне значительная часть реки канализирована и заключена в бетонный коллектор.

Вид на недостроенную мечеть Ар-Рахим

Двигаемся в обратный путь.


На противоположном берегу находится городской пляж и лодочная станция. Будний день, народу на пляже практически нет.


На следующий день с самого утра мы поехали в Парк Победы, откуда тоже открывались отличные виды на реку Белую.


В общем, здесь был Вася

А вечером мы поехали поглазеть на еще одну реку, Уфимку.

С холма, где расположен парк Олимпик, Уфимка выглядит очень живописно.

