Река жизни великой души первой учительницы

топ 100 блогов ida_mikhaylova07.05.2023

Великой душой называли  Марию Арсеньевну Быкову на Кавказе. Через века течёт её река, в потомках её учеников ...  

Это не просто, начинать повествование о человеке, с которым не только не свела судьба, но  который родился за девяносто лет до рождения моих родителей и за целое столетие до рождения  в 1941 году моей Крёстной , а я на это поколение смотрю как на исполинов. А тут?!.

 Так защемило в груди и защипало в носу, подкатился к горлу валун, что нельзя было вздохнуть и выдохнуть, уйти в сторону, махнув рукой,  ещё и потому, что два века мои родственники учительствуют в разных школах и вузах  малых и больших городов России:«Учитель! — поправляют они всякий раз, когда кто-нибудь, не ведая, назовёт  их педагогом». И я при рождении детей и росте нашей семьи опиралась  на труды и воспоминания Марии Арсеньевны, её подруг и Сергея Николаевича Дурылина, когда в те девяностые годы все повально были увлечены Споком — для воспитания детей и Карнеги — для успеха в обществе. И тогда  находила, и сейчас нахожу для себя, подрастающих внуков и внучек своих много толкового и полезного для роста  в 21 веке в трудах Сергея Николаевича Дурылина. Обращайтесь почаще к его произведениям, в его трудах вы почерпнёте и откроете для себя  осязаемую и ощутимую связь времён и поколений. Хочется быть человеком благодарным за действительно великие души наших учителей. Низкий земной поклон им!

Таким образом, я взяла на себя ответственность за то освещение, на которое у меня никаких прав нет и быть не может. Зато  обязанности есть:не кривить душой и сердцем, не наговорить лишнего, не исказить своим  повествованием  человеческое житие и просвещение, не нагородить домыслов, не изменять ход событий истории родной страны.

 Итак, начинается одна жизнь... Но это не сочинение на тему о..., а пересказ узнанного о первой учительнице  Дагомыса и воспоминания тех людей, которые  знали её, или были участниками событий, и кто скрупулёзно собирал факты. А так  как на каждую человеческую жизнь влияют: время, события и конкретные люди, — известно всем здравомыслящим;  поэтому постараюсь не упустить нить важнейших моментов. 

Мария Арсеньевна Богданова родилась в 1841 году в Костромской губернии, в селе Петровском. Её родители были помещиками. Девочка рано осиротела. Обучалась  молодая барыня в Санкт-Петербурге, в Павловском институте, названным в честь императора Павла I.  Это было закрытое учреждение, оно  часто меняло адреса, а в  1851 году было построено специальное просторное здание на Знаменской улице. 

По окончании института Марию Арсеньевну наградили  золотой медалью, было в ту пору барышне пятнадцать лет от роду. Чуть позже Мария Арсеньевна скажет:

Я вышла из института  не пустой куклой, но скоро пришла  к несомненному убеждению, что, несмотря на свой великолепный диплом, я в сущности  ничего не знаю. И, главное, не могу дать себе отчёт ни в одном из явлений окружающего мира.  

Жажда знаний направляет молодую девушку в Петербургский университет, закрытый в то время для женщин. Только осенью 1859(?) года в аудиториях университета появятся первые студентки сообщается на сайте  

Но в журнальной статье за 1907 — 1908 год«Свободное воспитание» С.Н.Дурылин напишет:

Ректор университета, Плетнёв, на просьбу Богдановой М.А. и её подруги допустить их к прослушиванию лекций(это было осенью 1860 года! — выходит, что одна дата противоречит другой) не без удивления заметил: 

Этот случай  выходит из ряду вон, —

но, однако, прибавил:

Если ваше намерение так серьёзно, как вы говорите, то попробуйте, посещайте те лекции, которые вас интересуют.

И обе девушки с жаром стали посещать лекции, и началось  для них 

...то хорошее, дорогое время, которое пробудило наши умственные силы, — 

скажет Мария Арсеньевна, вспоминая свою биографию.

Отношения между  подругами и студентами образовались дружеские. Бывшие товарищи Марии А.Богдановой  по университету говорили следующее, что соседство с горячо и серьёзно относившимися к знанию девушкам благоприятно влияло на студентов и способствовало просветлению их взглядов на женщину. Примеру  подруг последовало много других лиц женского пола. Вскоре случились волнения 1861 года, и университет закрылся. С университетским закрытием связан  один важный эпизод в жизни Марии Богдановой, давший первый повод для обвинения слушательницы лекций в её политической неблагонадёжности. Но  происшествие это будет тянуться и висеть над ней всю её жизнь.

О том, что случилось имеется объяснение самой Марии Арсеньевны и её близкой подруги, Серовой В.А: 

Когда к университетскому двору приближалась конная полиция,я, увидев её, поспешила сообщить об этом группе студентов — моих близких товарищей, вскочила на какое-то  возвышение(это была кучка дров), чтобы они меня заметили, и попросила их разойтись.

Но этот поступок  Марии  передавался по всему Петербургу в совершенно извращённом виде. Будто бы,  когда собрались студенты на площади, Богданова Мария вскочила на бочку и закричала на всю площадь:«Мужайтесь, не уступайте, смелее вперёд!»

 Нелепые слухи сильны. Ярлык, как говорят сейчас, а тогда эпитеты: неблагонадёжная, вредная в политическом отношении, политически преступная и т.д.и т.п. приклеились к Богдановой М.А навсегда, они приросли к ней. Взгляните сами  на  дальнейшей путь учительницы...

Стоит отметить и тот  факт, что Богданова была  близка к кружку Чернышевского, она учила в одной из закрытых  впоследствии воскресных школ и принимала на воспитание детей-сирот, детей, у которых в тюрьмах или ссылках умерли родители.

С закрытием университета Марии Богдановой удаётся  поступить в медицинскую академию, где слушает лекции   по анатомии человека, физиологии и химии. Выдержав экзамен в мужской гимназии, чтобы осуществилась мечта — о  полном курсе медицинской академии — было отказано.

 В это время во мне  всё более и более крепло намерение посвятить себя  педагогической деятельности, на которую я смотрела так серьёзно, что считала необходимым прежде всего  разностороннее и основательное образование. Мне было всего 20 лет, и я чувствовала в себе силы и неудержимое стремление учиться. Пользуясь возможностью, я работала очень усердно, хотя мне приходилось самой зарабатывать средства к жизни.

К научному  образованию дорога перекрыта — это М.А.Богданова поняла сразу.

В 1861 году Мария Арсеньевна знакомится с Васильеостровской  школой для уличных мальчиков,  школа сия была открыта кружком молодёжи. Здесь было живое школьное преподавание, которое заинтересовало Богданову, и она учительствовала в ней до самого закрытия школы в 1866 году.

Значение этой школы было громадно для всех нас, молодых учителей.Так как основным правилом школы было  отсутствие всяких наказаний и наград, то для успешного преподавания необходимо было заменить стимулы страха и самолюбия интересом к учению и к умственной работе.

В 1867 году Мария Арсеньевна Богданова  выходит замуж и становится Быковой. А ещё через 1,5 года умирает её муж. Молодая женщина остаётся  беременной  и с десятимесячным ребёнком на руках, без средств. Место учительницы получает в городском училище  города Белозерска, хотя проработает она  недолго — будет уволена за политическую неблагонадёжность. Ещё через 1,5 года её принимают на место учительницы в гимназию города Смоленска. На этот раз препятствий к её поступлению власти не чинят. 

Про те годы Марья Арсеньевна вспоминает так:

Новая деятельность сильно манила меня. Вероятно, по своему складу ума и характера  я создана была быть учительницей. Присутствие многих учеников сильно возбуждало меня, и оживлённые лица  детей за уроком доставляли глубокое наслаждение!    

Дети учительницу обожали. Директор гимназии был доволен. Даже местный губернатор обратил внимание на её успешное преподавание.Но достаточно было появиться в Смоленске сплетне о том, что учительница живёт не под своей фамилией,  тут же из Петербурга приходит предписание  о немедленном увольнении Марьи Арсеньевны из учительниц по той же причине: неблагонадёжность.

В Петербурге М.А.Быкову ожидает  радость: открывается частная гимназия на рациональных началах. Марии Арсеньевне предлагается возглавить  гимназию. У учредительницы, княгини Оболенской сильные связи. Однако надежды не оправдались — отказ:политическая неблагонадёжность.

Вечный вопрос: что делать? В конце концов необходимо воспитывать собственных сыновей...

В имении своей матери, в старом и большом помещичьем доме  Костромской губернии Быкова устраивает новую школу для детей в возрасте до 9 лет. В школе обучалось 20 человек детей,  это были дети женщин-одиночек, дети вдовцов или тех, кто не мог держать их при себе. Помогали Марии Арсеньевне Быковой одна молодая девушка и две няни, дети одной из них ходили в эту школу.

Представьте себе громадный светлый зал, в котором  ученики сидят за столами, приспособленными для их роста. Занятия по предметам сменяются подвижными играми, пением; а для гимнастических упражнений имелись специальные приспособления, они были разными. Весной и летом ручные занятия сменялись у старших учеников работами в саду и в огороде, младшие дети занимались играми на свежем воздухе. Четыре года  жила в помещичьем доме школа Быковой. Школа находила поддержку  среди местных жителей: присоединились в качестве учеников местные крестьянские дети. Дело Быковой расширялось. Мария Арсеньевна  подаёт официальное прошение о разрешении ей маленькой школы, но ответа не получает. А в 1873 году  вместо ответа к Быковой нагрянул обыск в составе: прокурора, жандармов и станового. Весь дом вверх дном перерыли, однако ничего  предосудительного не было  найдено. Власти приступают к допросам учительницы, няни и детей, так как дети учились в незаконной школе учительницы.

Дети ничего не понимают, зачем всё это понадобилось чужим людям, видят, что мы расстроены, и выходят с допроса печальные и недоумевающие. Одну девочку спросили, не секут ли их? — так она так оскорбилась, что крикнула им:«Какие вы гадости спрашиваете», — и вся в слезах выбежала из комнаты.
На вторые сутки власти уехали из школы. Вся жизнь  была нарушена, игры и смех позамолкли. В детских головках возник ряд новых, неразрешимых для них вопросов.Раз затронутая мысль работала в данном направлении, заходя всё дальше и дальше. Мне было тяжело слышать эти разговоры детей о недоступных им предметах; я всеми силами старалась отвлечь их, но у самой было тяжело на душе. Со своей обычной чуткостью дети замечали это и не могли успокоиться.    

С.Н. Дурылин  констатирует, что  школа эта была семьёй, в которой царили  самые непринуждённые дружески-свободные отношения двух обыкновенно враждующих мирков — тех, кто воспитывает, и тех, кого воспитывают.

Родился 14 сентября по Юлианскому календарю 1886 года в Москве — 14 декабря 1954 года в Болшево, г.Королёв, Московской обл.
Родился 14 сентября по Юлианскому календарю 1886 года в Москве — 14 декабря 1954 года в Болшево, г.Королёв, Московской обл.

Сергей Николаевич Дурылин — русский педагог, богослов, литературовед, религиозный писатель и поэт(один из его псевдонимов:Библиофил...) Доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русского и советского театра ГИТИСа, старший научный сотрудник сектора истории театра Института истории искусств  АН СССР, награждён орденом Трудового Красного Знамени.

С.Н.Дурылин в своей статье  подчёркивает,  что первоначально доступная только детям  более состоятельных родителей школа Марьи Арсеньевны готовилась на этот раз широко растворить свои двери для самых желанных гостей всякой школы — крестьянских детей, и в этот момент, когда, казалось школа вступала на самый широкий путь  развития, её деятельность была парализована грубым вмешательством, а вслед за тем и сама школа была навсегда прикрыта как незаконная и вредная  по своему направлению. Особый «вред» школы был усмотрен между прочим в широкой и прекрасной постановке преподавания естествознания. Представитель тогдашнего Министерства народного просвещения откровенно заявил потом учительнице М.А. Быковой, 

что школа такого типа никогда не может быть утверждена министерством.


И снова, как говорится, на повестке дня жизни Марии Арсеньевны встаёт тот же вопрос:«Что делать?» Оставить любимое дело навсегда или сызнова начать дело, возможно до нового поражения?!

После долгих раздумий и разведок Быкова решается на переезд с детьми в Финляндию. И там продолжает своё дело:  десять человек детей, живших у учительницы, получают согласие своих родителей  переселиться в Финляндию. Учительница с детьми поселяется на самом берегу моря, в небольшом посёлке.  Материально условия были скудные — 150 рублей в месяц на 13 человек, необходимо было выплачивать долги, сделанные на переезд и обзаведение хозяйством.Обстановка среди участников была дружная, и дело пошло на лад.

В автобиографии Марья Арсеньевна напишет и об этом периоде:

Чудная местность, разнообразие прогулок, ласковое отношение окрестных поселян, масса новых впечатлений и таких удовольствий, как катанье  на лодке по морю между прибрежными шхерами, — всё это вызывало в детях подъём духа и веселье. Все составляли как бы одну семью.

Основу успеха её дела в Финляндии способствовало послушание воспитанников. Именно оно поражало всех приезжавших в школу и присматривавшихся к детям.

Марья Арсеньевна уверяла, что когда дети отправлялись куда-нибудь гурьбой или играли вместе, можно было положиться на то, что они не сделают ничего запрещённого им и исполнят все требования.

Такое послушание было вызвано не чувством страха, а сформировано тем, что причины запрещения всегда объяснялись детям в ясной  форме, и воспитанники доверяли взрослым. Запрещалось в этой школе только то, что дозволить было никак нельзя.

Были те родители, что не соглашались, убеждая  учительницу в том, что такое послушание приведёт к ослаблению воли, и дети вырастут во взрослых со слабым характером, не способным к протесту и борьбе.

В таких случаях М.А.Быкова отвечала:

Уменье управлять своими желаниями и подчинять их требованию разума и справедливости — одно из крупных проявлений силы характера. При этом важно, конечно, развитие инициативы в борьбе. Но наше свободное воспитание, отсутствие надзора давало немало случаев для борьбы со внешними препятствиями и должно было помочь развитию инициативы.

 Мария Арсеньевна  неукоснительно следовала ещё одному требованию  в новой педагогике — совместному воспитанию мальчиков и девочек. С первых шагов трудовой  педагогической деятельности она  горячо  поддерживала именно такое воспитание.  И её многолетний опыт учительствования  только подтверждал и укреплял сию истину.

Вот что она рассказывала:

В продолжении тех 13 лет, что я вела школу, у меня всегда воспитывались мальчики и девочки как самые маленькие, так и 10 — 12-летние.В Финляндии дети купались вместе, и если это не делалось в России, то только потому, что это могло возбудить толки, а главное потому, что окружающие русские могли делать свои неуместные замечания тут же, при детях, на понятном для них языке. Но и в России учение, занятия и игры были общие.В свободные часы дети часто отправлялись на далёкие прогулки одни, и никогда девочек не отделяли от мальчиков.Могу сказать утвердительно, что этот опыт дал вполне хорошие результаты.Отношения детей между собой были вполне безупречны; не было сальностей и грубых выражений у мальчиков, не было хихиканья и жеманства у девочек. Много, очень много влияло тут, конечно, наше собственное отношение к делу. Совместное воспитание детей казалось нам таким естественным , что дети невольно привыкли разделять наш взгляд.Взрослые, соприкасавшиеся с детьми, были сами так далеки от пошлости и нравственной грязи, с одной стороны, и от ложного стыда — с другой, что эти недостатки не могли привиться к детям. Конечно, когда привозили новичков, то иные из них обнаруживали раньше привитые к ним дурные наклонности, но«один в поле не воин», дурные черты быстро поддавались общему влиянию. Впоследствии, когда мои ученики были взяты родителями после закрытия школы и их поместили в учебные заведения, они писали мне, как их поразила  разнузданность товарищей в половом отношении, какое отвращение вселяли в них их грязные шутки и остроты.На всю жизнь они сохранили заветы школы и вынесли оттуда отношение к девушке как к человеку.

За четыре спокойных года Быкова осуществила заветные идеи по воспитанию подрастающего поколения. Школа окончательно основалась на  берегу озера, в ста верстах от Гельсингфорса, в крестьянской усадьбе. Обучалось в ней 25 детей, среди них были и груднички. Жизнь школы-семьи была общей.Кроме учебных  занятий, дети работали на кухне, помогали в стирке. Уроков летом не было, но общие чтения и беседы очень нравились детям, поэтому они происходили круглогодично.

Были у нашей учительницы и помощники, любящие детей. Молодой техник научил их грести, мастерить аквариумы и террариумы, обучил учеников столярному делу, научил паять. 

Как вы уже поняли, в школе-семье М.А.Быковой физический труд  входил в основу воспитания.

Будь то стирка белья или починка одежды, уборка комнат, кухонная стряпня, мытьё белья, — во всём этом незаметном и неизбежном, но большом труде для людей дети Марьи Арсеньевны принимали самое активное и посильное участие.

Большинство родителей, в отличие от детей,  относились с большим недоверием и просто с ужасом. Приведу один характерный пример со слов Марьи Арсеньевны:

«Одна маменька, изучавшая гигиену и узнавшая о вреде пыли, видит с ужасом, что её 11-летняя дочь усердно метёт комнаты.

— Это вредное занятие, — говорит она девочке, — не понимаю, как может Мария Арсеньевна возлагать его на вас. От пыли может развиться чахотка.

— Ну что ты, мамочка, — возражает девочка, — я мету два раза в неделю и даже не все комнаты, а ведь если бы так, то та горничная, которая живёт у тебя и изо дня в день метёт всю квартиру, должна была бы давно умереть от чахотки».

По словам её  подруги, В.А.Серовой:

 матери  детей удивлялись, почему их дети дома ничего не хотели делать, а тут охотно исполняли всё, что требовалось от них. ...В том-то и дело, что тут необходимость заставляла и грибы собирать, и комнату подмести, ибо прислуги не было, и некому её было прибрать.

   Разлад между родительским делом и словом всегда  наносит  непоправимый вред,и без разницы какое время идёт.

Главная причина вредного влияния родителей заключалась в том, что они никак не могли отнестись к этому ребёнку как к части целого общества детей. Их Васечка, Ванечка или Машенька были для каждого из них чем-то особенным, заслуживающим предпочтительного внимания.Все здоровые дети идут, например, гулять, несмотря на довольно холодный ветер. Мать Васеньки не оспаривает пользы прогулки для всех в такую погоду, а именно для Васи. Когда дети работают, матери кажется, что работа утомляет только Васю, и т.д. Часто сам ребёнок, слыша такие постоянные сетования, начинает считать себя чем-то особенным, капризничает, работает не так усердно.    

Дети кочевали за своей учительницей, они сочувствовали ей, переживали за неё. Дети выходили из школы всегда помимо своей воли:

Иногда родители брали детей потому, что матери, видя привязанность детей к нам( т.е.к М.А. и её сотрудникам), начинали бояться, как бы они совсем не отвыкли от них; в других случаях, зная, что школа не даёт никаких прав, родители спешили поместить их в казённые заведения.

Деятельным сотрудником Быковой стала её подруга Жилинская О.И., переселившаяся после смерти мужа, привлекавшегося по политическому делу, с четырьмя детьми. 

На пятом году счастливой жизни школы Быковой М.А. в Финляндии, в январе 1880 года приходит приказ о незамедлительном отъезде вместе со всеми детьми оттуда. Причина:«неблагонадёжные отцы и матери» имеют доступ к посещению в школе своих детей. Дано на всё про всё ровно 12 дней.

Мария Арсеньевна отправляет Жилинскую в Вязьму, к её родственникам, а сама остаётся в Петербурге  ждать своей участи. Но никаких дальнейших кар не последовало на этот раз. И она переезжает в Вязьму. Скоро туда прибывают  и несколько воспитывавшихся детей, которых родители не хотели отдавать в другие учебные заведения. Вскоре Жилинская умирает, а Быкова становится приёмной матерью её детей

В пяти верстах от города сняли усадьбу на берегу реки и устроили нечто вроде летней колонии, где проживало 15 человек детей. Не надеясь, что школу опять не закроют, Быкова М.А. готовит воспитанников для поступления в разные учебные заведения. В августе новоявленная школа возвращается в город. Школу посещает директор училищ, остаётся в восторге и добивается официального разрешения на её открытие.  Вспышка тифа в её школе  открывает  новые страдания, мытарства, изоляцию и переезд. Умирает её старший сын — большой помощник в деле. 

Разрешённая школа открывается в Твери. Менее чем через год школу закрывают. Директор училищ прямо заявил Быковой, что суть запрета не в самой школе, не в её несоответствии с министерскими программами, а в том, что вообще педагогическая деятельность Быковой «нежелательна» и так или иначе должна быть прекращена.

Иллюзий  никаких на свой счёт в России Мария Быкова не питает, готовится уехать из России за границу и там основать школу для детей русских эмигрантов. Но...в своём отчаянном положении Мария Арсеньевна нашла выход остаться на родине, в России.Она отправилась с 12  детьми в очень тихое местечко Сочи на берегу Чёрного моря. Полное отсутствие школ тогда в данной  местности на Кавказе, отсутствие строгого начальства, географическая  отдалённость от политического движения, — все эти факторы позволили Быковой открыть в Сочи школу с разрешения местной власти. Принимались бесплатно дети матросов и крестьян. 

Очень показательно следующее:

Старшие дети занимались у нас в послеобеденное время, а утром шли уроки с младшей группой, к которой присоединились и новички. Чудно было смотреть, как наши 7 —  8-летние дети сидели рядом с подростками 12 — 14 лет, которые с благоговением смотрели на этих крошек, понимающих гораздо быстрее их. Как теперь помню 14-летнего сына матроса с слегка пробивавшимися усиками, который в перемену носил на плече нашу младшую ученицу, семилетнюю девочку, а за уроком спрашивал у неё иногда объяснения!

Школа расширялась, привлекала к себе внимание других городов: Туапсе, Сухуми,  поступали предложения открыть там такие же школы. Но...снова был близок конец школы Быковой М.А. 

Разбирая одно из политических дел, узнали, что сын одного из обвинённых находится у меня на Кавказе. Навели справки, вспомнили всё прошлое школы, и в результате отдали меня под гласный полицейский надзор на 3 года.

       Марию Быкову лишили права переезда и доступа в столицы. Была взята с неё подписка в том, что под страхом ссылки в Сибирь, она не станет никогда заниматься педагогической деятельностью. Через пять лет Марию Арсеньевну освободили от надзора, а педагогическая деятельность для неё до самой смерти оставалась под запретом.

Один важный петербургский чиновник, имевший специальное поручение ознакомиться с краем и его нуждами, хлопотал в Столице о разрешении открыть Быковой начальную школу, но ничего не помогло.

Все последние годы учительница прожила со своими приёмными детьми Жилинскими в 18 верстах от Сочи, в Дагомысе был клочок земли в 50 десятин, подаренный её сыну его дедом.

О тех годах вспоминает В.А.Серова:

Сколько не приходилось слышать об интеллигентах, селящихся с добрым намерением жить земледельческим трудом, — в конце концов всё покидалось и кончалось полной неудачей. Не то было с Марией Арсеньевной: уж раз  она за что-нибудь бралась, то успех был гарантирован. Местные условия  для хозяйства так не похожи были на помещичьи в селе Петровском. Посоветоваться решительно  не с кем было, ещё всё пустовало кругом. Медведи свободно разгуливали на хуторской земле. Однажды во время отдыха, за чаем, мы сами видели, как мишка бесцеремонно схватил улей и утащил его на глазах изумлённых свидетелей. Мария Арсеньевна завязывала знакомство с греками, армянами; стала делать опыты со своей малолетней колонией. Чего-чего только не перепробовали: и червей разводили (она занялась шелководством), и огороды; фруктовые деревья сажали, травосеянием занялись, кукурузу засевали. В конце концов  добились того, что живут и посейчас кормятся этим клочком земли. Конечно, переживали трагические моменты, когда животные околевали, а шёлку не было сбыта и пр., но энергия Марьи Арсеньевны была неиссякаема. Нравственная сила её била ключом.Со временем край заселился; к ней стали обращаться переселенцы. Стали пользоваться её мудрыми советами, её помощью, её просвещённым умом. Раз, когда она вернулась после похорон своего последнего сына, когда её высокая, стройная фигура сгорбилась, и она скорбной тенью скользила по хутору в безмолвной тоске, исполняя всё-таки всю будничную работу, хоть и с надломленной душой, но не нарушая порядка деревенского рабочего дня, — тут я впервые услыхала глубоко прочувствованный возглас:«Это великая душа!» С тех пор часто пришлось слышать повторение этих правдивых слов...

У М.А.Быковой была всегдашняя оговорка:«Я  — не университет, я не могу дать вам слишком многого...»

Несмотря на официальное запрещение, учительница находила время и силы заниматься с деревенскими ребятишками.Ученье  у неё шло как-то особенно легко и непринуждённо: Мария Арсеньевна сидит за столом, вяжет чулок и ведёт в то же время занятие с детьми. А дети увлечены её рассказами и уроками и учатся легко.

Верная, простая  и трудная заповедь воспитания, выраженная Л.Н.Толстым, выполнялась М.А.Богдановой-Быковой всегда, всюду и везде:

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было.Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что  не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя.Если отец, мать одеваются,едят, спят умеренно и работают, и учатся, то дети будут то же делать.

У самой Марии Арсеньевны Быковой было главное правило:

Учитель, прежде очистись сам!

3 февраля 1907 года М.А.Быкова скончалась в Сочи.


Теперь мне уже 64 года. Силы быстро убывают. Оглядываясь на всю прошлую жизнь  и подводя итоги, невольно ужасаешься той массе энергии, которая была затрачена, и тем незначительным результатам, которые удалось получить. Все способности, энергия и любовь к делу разбивались о стену тех препятствий, которые воздвигались на новом пути... Меня гнали, точно я преследовала какие-нибудь цели, вредные для общества, тогда как я стремилась лишь доказать на деле, что детей не только должно, но и вполне возможно воспитывать без всяких наказаний, одним путём развития лучших чувств, заложенных в них природой. 

   

#всемвесна 


 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Занимательный антропологический эксперимент "Человечество as is" продолжается.Был ...
Моя безжжшная подруга ищет человека мужского пола с которым она могла бы сделать "флаг" она его на шесте делать умеет так что вам просто нужно будет стоять и ее держать Флаг это вот так ЕЕ вес около 50 кг, то есть чел должен мочь ее удержать место действия - ...
Прошли праздники. Снегоуборочные машины попадались редкими экземплярами, не ...
Наковырял отсюда ссылку сюда . Источник данных, якобы, контора имени крепости, но это не доказано. Автоматический переводчик по-турецки говори, моя немного поправляй. Предполагаемые боевые потери, объявленные израильской разведкой в эти дни, когда приближается первый год ...
Ответ под катом. Голди Хоун папарацци на днях застигли в тот момент, когда знаменитая актриса, а также гражданская жена Курта Рассела, мама знаменитой дочки Кейт Хадсон и менее знаменитого сына Оливера Хадсона, выбралась из дома на пробежку. ...