Регионализм в современной российской фантастике
polusa_ru — 08.07.2010 Фантастика – это уникальный жанр литературы, где писатели имеют возможность легко обходить цензуру, перенося действие «на другие планеты» и «далеко в будущее». Недавно один из лучших российских фантастов, Александр Громов, таким путем ненавязчиво «обработал» тему сибирского автономизма. В свое время он предсказал печальный итог путинской России в романах «Год Лемминга» и «Мягкая посадка», где страна, под управлением некоей секты силовиков, в конечном итоге стала жертвой нахлынувших дегенеративных орд. В новом романе «Ребус-фактор» речь идет об отношениях Земли и одной из ее аграрно-сырьевых колоний. Если заменить в тексте романа «Землю» - на Москву, а «Твердь» (имя планеты) - на Сибирь, то станет ясно, что автор просидел не один час на сибирских форумах и детально изучил полемику регионалов против Москвы и москвичей.Хотя Твердь – это жаркая тропическая планета, но и в «твердом» характере ее жителей, и в ландшафте (огромные неосвоенные лесные просторы) мы узнаем именно Сибирь. «Москвичи» выкачивают ресурсы, искусственно тормозят развитие «Сибири», поставляют туда только устаревшую технику позапрошлого века. И при этом они считают себя благодетелями, а на «сибиряков» смотрят свысока. Они активно вывозят в колонию свой «человеческий мусор», а обратного хода нет: назад в «Москву» жителей «Сибири» не пускают, только самые богатые могут оплатить туристическую поездку.
Ирония автора заходит еще дальше, и столицу колониальной Тверди-Сибири он называет «Новым Пекином», как бы намекая на будущее Сибири при нынешнем развитии событий. Есть в тексте и более «толстые» намеки. Одним из инициаторов борьбы за независимость является корпорация со странным названием «Залесский Инжиниринг», а возглавляют ее некие «Залесские» (духовные наследники Широпаева?). Можно найти также сибирско-украинские аллюзии. Основная часть действия происходит в городе Степнянске, который основали выходцы из Украины (точнее, из некоей степной страны, где жители традиционно имеют склонность к пению).
Итак, получив поддержку от более продвинутой ранее освободившейся колонии (Украина? США?), «сибиряки» объявляют независимость и, после долгой и трудной партизанской войны, вышвыривают федеральные силы со своей земли. В итоге отношения «Сибири» с метрополией становятся сугубо формальными, она добивается политической автономии. Однако в силу исходной технической отсталости, а также разрухи, которую произвела война, экономически «Сибирь» на долгие годы обречена оставаться сырьевым придатком своего могущественного союзника «США». Роман заканчивается размышлениями главного героя на тему «А стоила ли овчинка выделки?»
Тут то, казалось бы, и подвох: автор, коренной москвич, как бы убеждает сибиряков, что смысла бороться за автономию нет. Но Громов – это вполне честный автор социальной фантастики, он такой дешевой пропагандой не занимается. В итоге герой все-таки приходит к выводу, что в условиях тех отношений, которые были навязаны «Сибири» «Москвой», путь борьбы за независимость – неизбежен, и каждый успех на этом пути облегчает следующий. То, что не доделано в течение первого шага, будет достигнуто на одном из следующих шагов.
Итак, мы видим совершенно новый тренд в массовой литературе. Вполне «коммерческий» и отнюдь не маргинальный автор пишет откровенную книгу в поддержку борьбы за равноправие регионов. Он вполне честно показывает, что политика подавления и ограбления регионов неизбежно приведет к разделению страны.