Реформы здравоохранения
alf5 — 01.09.2011 В последние годы в России наметились серьезные подвижки в сфере здравоохранения. Реализуется национальный проект «Здоровье». Пожалуй, наиболее существенным результатом стало улучшение здоровья граждан и, как следствие, увеличение продолжительности жизни. По данным Росстата средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на 3,5 года.Причем среди мужчин рост продолжительности жизни заметнее. По данным ООН, также отмечен рост продолжительности жизни россиян.
В России сложилась уникальная ситуация: общий прирост населения в 2009 году стал положительным за счет роста рождаемости и снижения смертности.
Убыль россиян прекратилась в условиях снижения миграционного прироста.
В разы сократилось количество абортов, что не могло ни сказаться на общем здоровье женщин и их фертильности.
В ходе реформ численность врачей увеличилась.
Но по-прежнему, ощущается серьезная нехватка врачей по многим специальностям. Например, по моим наблюдениям, огромные очереди к офтальмологам и отоларингологам.
Недавно был опубликован проект нового федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно новому проекту закона, полномочия по контролю за качеством и безопасностью оказываемой медицинской помощи закрепляются исключительно за федеральными органами исполнительной власти.
Трансплантация органов теперь в нашей стране закрепляется на уровне закона. Как говорится, давно пора: на дворе давно 21 век. Страшных историй с отъемом органов должно поубавиться.
По новым правилам, лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, будет обязан сообщить ему приблизительные данные о стоимости и возможности получить его бесплатно.
Известны случаи, когда медицинский работник, состоя в формализованных или неформальных отношениях с фармацевтической компанией или ее представителем, осуществляет выписку лекарственных средств пациенту с нарушением принципа беспристрастности врача, а также иных требований медицинской этики.
Согласно положениям проекта закона, медицинские работники и руководители будут не вправе принимать подарки, деньги, оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств фармпроизводителей, организаций оптовой торговли лекарственными препаратами и аптечных организаций.
Очень правильное нововведение. Врачи нередко выписывают рецепт на дорогое лекарство прямо на бланке производителя этого же лекарства. Об этом можно найти множество историй в интернете.
Не буду показывать пальцем, но меня удивляет позиция некоторых врачей из каких-то непуганых краев. Они в интернете соловьями поют, что нехватку денег компенсируют за счет пациентов и финансовой поддержки производителей лекарств. При этом, они не относят себя к должностными лицами, кроме выписки больничных, и не считают взятками благодарности пациентов. По их мнению, взятка – это только деньги, все остальные материальные ценности взяткой не считаются, хотя в статье 290 УК говорится обратное. Единого мнения юристов об этом я не знаю.
Отбросив в сторону моральный аспект, скажу, что слышал, по крайней мере, о двух случаях привлечения к уголовной ответственности врачей за получение благодарности от пациента. На юридических форумах тоже есть рассказы от медиков в ожидании суда. Взятка – коррупционная статья, за раскрытие которой сотрудники ОБЭП получают нехилые лычки. Подследственных заряжают мечеными купюрами и отправляют на «прием» к врачу. Потом берут врача с поличным. При наличии показаний «потерпевшего» врачу открутиться почти невозможно. В стране раскручивается маховик борьбы с коррупцией, и доктора первые в очереди на раздачу, как бы цинично и несправедливо это ни звучало.
В целом трудно судить, что толкает врачей на совершение преступлений. Есть среди них люди действительно нуждающиеся, а есть те, кто вполне обеспечен и жаждет наживы. Четкую границу между нуждой и наживой провести не возможно.
Зачастую, на фоне низких зарплат рядовых врачей, зарплаты руководителей медучреждений несопоставимо высокие. Зарплаты руководящих и рядовых работников в медучреждениях некоторых регионов РФ различаются в 5-7 раз, что сильно снижает качество оказываемой населению медпомощи.
"Уровень заработной платы самого низкого персонала в значительной степени зависит от того, сколько у нас начальников и руководителей", - сказал Путин в ходе всероссийского форума медицинских работников в Москве.
По мнению премьера, количество чиновников в здравоохранении явно разрослось и его нужно привести в оптимальное соответствие со здравым смыслом и реальными потребностями отрасли. Количество заместителей главного врача нередко достигает 8-10, что неприемлемо.
С 1 января 2011 года вступил в силу новый федеральный закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) в РФ.
Систему ОМС дополняет добровольное медицинское страхование (ДМС). Пакет "добровольного" обслуживания значительно шире, нежели тот, на который распространяется ОМС. Правила ДМС разрабатывают страховые компании, то есть ДМС проводится на базе договора, порядок заключения которого и общие условия устанавливаются страховой компанией самостоятельно. На схеме показаны преимущества и недостатки двух систем.
Сейчас в Российскую медицину вливаются огромные бюджетные средства. Например, вот перечень федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Размер бюджетных ассигнований (тыс. рублей)
2008 год | 2009 год | |
1. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Астрахань | 360 млн. 292,8 | - |
2. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г. Барнаул | 832 млн. 600 | 1 млрд. 475 млн. 717,7 |
3. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г. Владивосток | 736 млн. 388,1 | 1 млрд. 667 млн. 037,7 |
4. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Калининград | 63 млн. 919,5 | 1 млрд. 599 млн. 465,4 |
5. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г. Краснодар | 117 млн. 107,9 | - |
6. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Красноярск | 1 млрд. 465 млн. 426,6 | 99 млн. 932,3 |
7. Федеральный центр нейрохирургии, г. Новосибирск | 677 млн. 456,8 | 1 млрд. 534 млн. 887,4 |
8. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Пенза | 156 млн. 424,4 | - |
9. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Пермь | 480 млн. 200 | 1 млрд. 207 млн. 118,8 |
10. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г. Смоленск | 1 млрд. 113 млн. 800 | 1 млрд. 054 млн. 876,6 |
11. Федеральный центр нейрохирургии, г. Тюмень | 1 млрд. 232 млн. 625,8 | 125 млн. 385,1 |
12. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Хабаровск | 1 млрд. 521 млн. 166,8 | 120 млн. 977 |
13. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г. Чебоксары | 418 млн. 929,4 | - |
14. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Челябинск | 1 млрд. 611 млн. 600 | 127 млн. 389,7 |
15. Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, г. Москва | 1 млрд. 732 млн. 046,8 | 500 млн. |
Всего | 13 млрд. 719 млн. 984,9 | 9 млрд. 512 млн. 787,7 |
В будущем государство продолжит финансирование национального проекта "Здоровье", в ближайшие два года на его реализацию будет выделено почти 800 миллиардов рублей.
Невооруженным глазом видно, что строятся новые медицинские корпуса, здания, закупается новое оборудование, но нужно больше внимания уделять людям – медработникам. Врачей по-прежнему не хватает, качество обслуживания вызывает множество нареканий у населения. Неоднократно слышал о ситуациях, когда на новейшем сложном диагностическом оборудовании просто некому работать. Но в целом, серьезные позитивные сдвиги в здравоохранении налицо.