Реформа образования-1
Алексей Герман — 07.02.2011В статье будут подняты проблемы нынешней системы среднего образования, нынешних изменений и предложен путь наиболее эффективного реформирования.
Для того что бы делать сколько нибудь разумные шаги вперёд, необходимо определить местоположение, точку отсчёта на настоящий момент. Это будет образ системы собирательный – со слов очевидцев происходящего. Но прежде позвольте лирическое отступление.
« Российские психологи решили провести эксперимент: к потолку клетки подвесили банан в клетку, запустили шимпанзе. Обезьяна увидела банан - прыгает, прыгает за ним, достать не может. Учёные люди подложили палку в клетку. Обезьяна ещё немного попрыгала, потом взяла палку и сбила банан. Немного погодя в эту же клетку с бананом привели восьмиклассника Аркашу. Аркадий прыгает, прыгает, всё одно - достать не может. Ему подложили палку. Он дальше, прыгает,… Проходит полчаса - прыгает. Не помогает даже углубленное изучение прикладной математики в московской школе и разряд по шахматам.… Не выдержали нервы профессора психологии: « Аркадий, хватит прыгать! Посиди, подумай!». На что герой эксперимента ответил: « А что тут думать?! Тут прыгать надо!!!».
До каких «вершин» допрыгалась система, её реформаторы и рядовые педагоги за последние два десятка после перестроечных лет.
Возможно, для кого- то это будет откровением - все изменения (реформой назвать - язык не поворачивается) происходящие в образовательной сфере так или иначе связаны с экономией денежных средств выделяемых государством на содержание в целом системы образования. К учителям не однозначное отношение было всегда. С точки зрения малограмотного индивида, «зачем учителям платить заработную плату, студентам стипендию, если они ничего не производят?! Размер заработка - что бы с голоду не умерли. Студенты так те вообще дармоеды - пусть сами зарабатывают. Как заграницей!!!»
Кто следит за новостями, наверняка поймет, о чём здесь. Немного утрировано, конечно, но, по сути. Господину чиновнику солнышко на Мальдивах или Кипре головку напекло? Так вы к нам в Сибирь приезжайте - вмиг остудим! Был тут небезызвестный министр несколько лет назад - студенты куриными яйцами закидали. Вы приезжайте, вам студенты объяснят, сколько стоит ведро картошки, сколько стоит билет от места учёбы до родительского дома. Край наш по площади - три Франции и две Бельгии войдёт, а московских областей – со счёта собьётесь! Размер стипендии - дорога в один конец! Господин высокопоставленный чиновник, вы приезжайте…только на яйца не рассчитывайте. Для вас студенты придумают, что нибудь гламурное и тяжелее.
Простите Дамы и Господа! Отвлёкся я несколько от темы.… Продолжим.
Выделю несколько ключевых моментов в реформировании и дам им краткую характеристику. За точку отсчёта возьму наиболее значимые события в системе, это единая тарифная сетка, профильность, ЕГЭ, новая система оплаты труда, новые образовательные стандарты.
Итак, все изменения в сфере образования проводятся с целью экономии бюджетных средств. Первое что случилось это единая тарифная сетка. Цель поставленная «реформаторами» - дифференцированная оплата труда. Аттестация через каждые пять лет. Тот, кто работает лучше, должен больше зарабатывать. Благо? Да. Но к чему это привело?
Действительно в первые несколько лет в средних общеобразовательных учреждениях педагогов имеющих высшую квалификационную категорию можно было по пальцам пересчитать. Четвёртая часть педагогического коллектива от силы. На сегодняшний день две трети - не меньше. Неужели так круто взлетел профессиональный уровень? Отнюдь.
Посчастливилось принимать участие в аттестациях учителей на высшую квалификационную категорию. Что же увидел? Дамы и Господа! Увидел я уроки Яна Амоса Коменского, на которых только что не хватало надсмотрщиков с заострёнными палками-стимулами для поддержания дисциплины! Мысленно уберите из школ современные наглядные пособия, телевизоры, компьютеры, интерактивные доски, пластиковые окна, современную мебель и перед вами откроется средневековье… Основной дидактической единицей учебного процесса до сих пор остаётся урок, возраст которого 350 лет…. Просто «удивительный прогресс» в среднем образовании. Поймите меня только правильно – ничего против урока я не имею. В умелых, профессиональных руках это действенный, динамичный, эффективный инструмент обучения. Да пусть меня простят сторонники сетевых школ, дистанционного и проектного метода обучения – ничего лучше идеи урока пока никто ничего не придумал. Но только идеи, - которую просто необходимо постоянно совершенствовать. Тарифная сетка изжила себя. Опять уравниловка опять всё стало на круги своя.
Следующее изменение, которое на слуху - создание профильного среднего образования. Цель - якобы повысить качество образования, определив приоритеты учащегося чуть ли ни с первого класса, на самом деле всё та же - экономия средств за счёт сокращения и перераспределения часов. Часы сократили, но людей не выгонишь. Педагогов «догрузили» часами за счёт регионального компонента. Средний заработок снизился процентов на десять. Появилась масса «балалаечных» дисциплин, которые стали «кошмарить» расписание учебного процесса. В одной из гимназий города появился предмет «Письмо деловое». Всё бы хорошо, но в этом учебном заведении была прямо таки необъяснимая любовь к аббревиатурам. Таким образом, в строке школьного расписания появился предмет под названием «ПИСДЕЛ». Можете представить себе, как было весело учащимся гимназии. Чему же учат на подобных, простите, «писделах»? Да тому же чему и учили! К ЕГЭ готовят, к олимпиадам, темы дорабатывают которые за урок не прошли. То есть учат основным предметам средней школы: русскому языку, литературе, математике, истории, физике, химии. Подавляющее большинство учащихся не интересуют занятия по экономике, юриспруденции, финско-китайскому языку, богослужению, философии, психологии - они ближе к жизни, чем «реформаторы». Им ЕГЭ сдавать.
Зачем учить всех всему, когда можно сориентировать учащегося на заранее выбранную им профессию и готовить его к поступлению в ВУЗ. Зачем будущему юристу физика? Зачем будущему литератору математика?
«Выделив для наблюдения бесконечно малую величину- дифференциал истории и интегрируя суммы бесконечно малых единиц можно надеяться на постигновение законов истории» - господа сторонники профильного обучения, как вы думаете, кем и в связи, с чем высказана это математическая мысль? Трудно сразу ответить? Потеряли мысль в сложноподчинённом предложении? Пока вы думаете, приведу в пример случай из практики знакомого талантливого учителя физики: «Я собрал в аудитории самых отъявленных скептиков-гуманитариев из числа учителей и учеников, которые считали, что знания по физике не пригодятся им в жизни. Через четверть часа половина засомневалась в своём взгляде на жизнь, через два часа экспериментального урока все слушатели уверовали в обратное…». Что касаемо дифференциала истории-
для того что бы ответить на этот вопрос надо быть эрудированным литератором. Это мысль Льва Толстого. Воистину гений талантлив во всём! Так что господа историки и правоведы, не медля ни минуты, приступайте к изучению математической науки. Потому как ваша наука без математического аппарата находится на таком уровне, на котором находилась физика во времена Аристотеля. Это даже не средневековье. Великий Ломоносов сказал: « Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Интересно какому государству и обществу нужны толпы безумных юристов, филологов или безнравственных, бездуховных, не знающих своей истории физиков и математиков?
Аксиома - разносторонняя личность гораздо привлекательней и нужнее для общества, одна беда – обучать её дорого. Сторонники профильного обучения желающие оппонировать по этому вопросу - пожалуйста, оппонируйте, но не забывайте, что за последние сто лет российская школа раза четыре делала кульбиты из широкопрофильного обучения в узкопрофильное, туда и оттуда, несколько раз. Так что идея далека от инновационной мысли и ждёт её одна участь в будущем - на смену профильным школам придут школы универсального типа, где будут учить всех и всему важному для общества. Почему я так думаю? Потому что это будет идеальное образование, а природа и общество стремятся к идеалу не зависимо от человеческого сознания, любая система стремится к равновесию. Одни люди ускоряют процесс, другие замедляют, но никто не в силах его остановить. Говорят в России две беды, похоже, появилась третья- образование. Ситуация усугубляется тем что одна из бед начинает строить и реформировать две другие… Переход к профильности ни привел к сколько нибудь положительному результату в дидактике. По сути всё как было в 70-80 годах, так и осталось.
Теперь о ЕГЭ. Цель - уравнять шансы и облегчить поступление в ВУЗ для всех выпускников школ, объективность оценки качества знаний, первый шаг к качественно новому образованию, необходимое условие участия России в Болонском соглашении, соответствие российского образования европейскому стандарту, ну, конечно же, и анти коррупционная составляющая. Умиляет спор между сторонниками и противниками ЕГЭ. С пеной у рта доказывают друг другу, при какой аттестации качество знаний объективнее оценивается. Забегая вперёд, скажу – ни при какой, из известных, аттестации, невозможно оценить знания объективно. Любой экзамен – лотерея. У лотереи, какая объективность? Всегда во все времена, сколько нибудь серьёзные противоречия в обществе возникали из-за денег. Этот случай не исключение. Финансы потекли в другие карманы вот и всё противоречие, рассматривать которое нет желания. Тут всё ясно - это очевидный факт. Интересно другое: у ЕГЭ есть несравненные плюсы. Возможность рассылки сертификата в несколько ВУЗов, дифференцированные задания, нестандартная оценка, экономия времени, упрощение подготовки, возможность дополнительного заработка учителями школ в хорошем смысле этого слова. Час репетиторства востребованных предметов хорошо стоит. Теперь о минусах.… Как то наш президент посетовал на заниженное качество сдаваемых ЕГЭ. Наивный молодой человек! Господин Президент России, со всей ответственностью можно сказать - это качество ещё ниже, чем Вам докладывают! Последний случай в одной из московских школ - хорошее тому подтверждение. Однажды в СМИ прошла информация, что в одном из районов Рязанской или Ярославской области, милиция с прокуратурой гоняла по огородам пару учителей, которые не законно находились в здании школы в момент сдачи ЕГЭ. Смешно. Возможно, где, то есть единичные случаи. В основном это имеет характер эпидемии. По свидетельствам самих же работников ОУ на помощь в сдаче ЕГЭ, в базовых школах собирают кабинеты учителей! Особенно когда среди сдающих учащихся есть дети местных «князей» или начальствующих «образованцев». Смело, можно утверждать – объективное качество есть минус треть от официально преподносимой отчётности. Ну как с таким руководством реформы в образовании проводить!? Директор лицея перед фактом, сдаёт дочка заместителя начальницы районной образованской управы - как тут не помочь когда … ну вообще понятно. Потом наивно удивляемся - откуда в стране такая дикая коррупция? Хотя внешне всё чинно, благородно. Вот уж воистину, как говорил генерал А. Лебедь –«кто что охраняет, тот то и имеет…»
Теперь о грядущей системе оплаты труда. Не вдаваясь в подробности «нормативно-подушевого» финансирования общеобразовательных учебных заведений, сформулируем основные тезисы.
Отраслевые системы оплаты труда вводятся для совершенствования организации заработной платы бюджетников, повышения их мотивации к качественному и эффективному труду, а также для усиления материальной заинтересованности в повышении квалификации. Новая система учитывает не критерии продолжительности рабочего дня и не тарифную ставку работника, а качество его работы.
Руководители федеральных учреждений обзаведутся большими полномочиями, сами регулируя денежные потоки внутри организации. Сейчас разрабатываются критерии эффективности, согласно которым главы бюджетных учреждений будут принимать решения об уровне зарплат своих сотрудников.
"Если будут приняты решения, что большая часть сотрудников начнет получать меньшую оплату, а только высшее руководство учреждений будет получать сверхдоходы - это ошибки, которые могут привести к недовольству, - извращается сама идея, которую мы приняли и утвердили", - сказал зампред правительства Шувалов. Еще одной опасностью, грозящей реформе, может стать обычная неорганизованность, которую россияне видели при монетизации льгот. Но Шувалов пообещал настроить систему так, чтобы она работала без сбоев.
Минобрнауки предлагает вместо тарифной сетки перейти на новую систему оплаты труда - это базовый оклад и стимулирующая надбавка. По закону в России рабочая неделя учителя - 36 часов. Базовый оклад выплачивается за эти часы. Предполагается, что аудиторная нагрузка, иными словами, количество проведенных уроков - 18, остальное время - подготовка к ним, проверка тетрадей, работа с отстающими и талантливыми учениками, походы в театр, проведение собраний. Одним словом, вся та деятельность, которая прежде никак не оплачивалась, теперь учитывается при начислении оклада. Кроме базовой части учителя могут рассчитывать на стимулирующую надбавку за успехи. Каждая школа сама решает, за что поощрить учителя. Обычно это динамика учебных достижений учеников, высокий балл на ЕГЭ, участие в Олимпиадах.
Всё выглядит замечательно. Но о возможных бедах уже догадываются даже в правительстве. Дать некоторую финансовую свободу образовательным учреждениям, читай руководителям, это всё равно что «пустить козла в огород». Простите за скудность речи. Поясню. Как только у директора школы будет возможность «рулить» финансами, в ОУ среди прочих работников окажутся его зять, кум, сват, да бродный срат. Плюс родственники и «шестёрки» вышестоящих руководителей. Плакали бюджетные денежки, одним словом. Это уже происходит. Своими глазами в одной из школ видел в списке табеля начисления заработной платы фамилии лиц, которых никогда не было на своих рабочих местах. Да здравствует воровство и коррупция!
Господа реформаторы, прежде чем делать какие либо движения в сфере оплаты необходимо разработать систему аудита, что бы каждый бюджетный рубль был под контролем.
Вообще у любого стимулирования должен быть единственный девиз: справедливость, справедливость и ещё раз справедливость.
Теперь несколько слов о новых стандартах образования. Тут вообще туманно. Либо сами реформаторы, что-то не домысливают, либо их понять не могут из-за ограниченности знания о системе в целом. Допустим, дураков в правительстве не держат, следовательно, простые люди чего-то не знают. Вероятно, какие-то тайные знания скрыты от нашего народа. Пусть следующее станет откровением для всех.
Реформа нужна. Реформировать надо не стандарты образования. Надо создавать новые единые стандарты качества образования. Это единственно правильное направление реформирования. Вопрос качества каждый понимает в силу своей эрудированности, образованности и жизненного опыта. Между тем в мире есть грандиозный опыт и научное направление в изучении качества. Наши «образованцы» не то что бы не знают об этом опыте - они даже не думают в этом направлении. Это из-за того, что на «образованских» глазах висят «образованские» шоры. Спросите любого образовательного чиновника, что такое качество образования - не моргнув глазом, он вам ответит примерно следующее: это качество организации учебного процесса плюс результативность учебного процесса, измеряемая количеством пятёрок и четвёрок. Из года в год результативность как рапорт уходит в вышестоящий орган, и не дай Бог, если процент этого качества будет, ниже принятого по району или городу. Это выглядит вполне нормально с точки зрения интеллекта всех, кто связан с обучением: обывателя, учителя, директора школы, заведующей РУО, министра образования. Это выглядит нормальным с точки зрения всех тех, кто считает качество результата основным смыслом любой деятельности. Но с точки зрения мировой практики и теории менеджмента всеобщего контроля качества подобный подход к оценке результативности выглядит, мягко говоря, не верным, а в тяжёлых случаях просто идиотским. Посудите сами. В школе первые официальные данные о качестве обучения появляются через два месяца, то есть в конце первой четверти. Потом ещё через четверть и так далее. Вывод - управленческое решение по качеству обучения может приниматься четыре раза в учебный год! Вы на миг себе представьте, если бы качество производимых автомобилей проверялось и отслеживалось четыре раза в год! Хотя создаётся впечатление, что контроль качества продукции отечественного автопрома так и осуществляется…
Внедрение менеджмента всеобщего контроля качества единственное верное направление реформирования любой отрасли и образование как сфера услуг не является исключением. Если конечно цель реформ повышение качества отечественного образования, а не что-то иное. Первым шагом на этом пути должно быть определение стандартов качества. Они должны быть понятными, легко измеряемыми и самое главное объективными. Пятибалльная система оценки в школе не является понятной и объективной. Во первых потому что пятибалльная система по определению по сути своей является трёхбалльной. Кто нибудь видел в аттестатах учеников оценки «1» и «2»? А они есть… Во вторых, практика рапортования о достижении школой успеха в качестве обучения, объективность сводит к нулю. Идёт преднамеренное завышение оценок. То есть брак в работе. Если ребёнок со школы видит, что оценки завышаются, что их можно купить, что можно вообще не учиться, что бы получить аттестат, когда он вырастет - что он будет думать о жизни? Вот где истинная основа коррупции! Коррупция уже в головах детей! Только лишь внедрение нового стандарта качества обучения может двигать вперёд всю систему. Без него реформы бессмысленны.
По-видимому, основной составляющей нового стандарта качества должна быть новая система оценивания знаний. Во-первых, оценка знаний на уроках или занятиях по принципу оценки ЕГЭ. Во-вторых, оценка знаний 100% учащихся как можно чаще в четверти. В-третьих, каждая разовая оценка вносится в базу данных и является, по сути, рейтингом ученика по предмету. Таким образом, в конце года годовой оценкой можно будет считать накопленный рейтинг по предмету. Для выпускного класса эта оценка может служить итогом всего обучения и таким образом отпадает необходимость любой аттестации, будь то классический экзамен или ЕГЭ. Всё! Что в течение года ученик наработал то и получит. Не будет ни двоечников, ни отличников, будут просто ученики с низким или высоким рейтингом по предмету. Каждый урок учащийся будет понимать, что каждым выполненным заданием на уроке он выстраивает свою судьбу. Таким образом, отпадает необходимость погони за мифическим качеством обучения. Будет расти объективно качество процесса. Как сказал один из теоретиков и практиков совершенствования господин Масааки Имаи: «Правильный процесс даёт правильные результаты».
Для внедрения нового стандарта качества потребуется приложить ни мало усилий учителям и их руководителям. Разработка методики проведения занятий, на которых необходимо осуществить 100% контроль качества. Разработка тематических контрольных листков качества. Разработка системы контроля объективности качества. Разработка системы стимулирования педагогов. Создание ККК (кружки контроля качества) в учительской среде. Совершенствование органов управления образования.
Таким образом, среднему образованию предстоит нелегкий, но эффективный путь в новую для него область знания - менеджмент всеобщего контроля качества.
Продолжение следует…