Референдумный симулякр
abuzin — 21.09.2022Поскольку я не получил советского гуманитарного образования, постольку я не люблю говорить вещи, сказанные до меня другими авторами. Но в данном случае я зафиксирую здесь свое мнение о так называемых грядущих «референдумах» в (на) Украине. По одной простой причине: избирательное право и процесс (включая референдумы) – как раз та область знания, которой я занимаюсь более 30 лет и в которой некоторые считают меня экспертом. Но буду краток.
За сутки, прошедшие с публикации новости о «референдумах» о присоединении к России четырех областей Украины, последовало достаточно много оценок этих референдумов. Все прозвучавшие с запада оценки однозначно заранее оценили референдумы как нелегитимные. Это значит, что они не могут быть проведены в соответствии с законами и стандартами, применимыми к референдумам.
Отсюда следует, что их результаты будут, как выражаются юристы, юридически ничтожными. К сожалению, эти результаты будут служить для руководства нашей страны оправданием для дальнейшего кровопролития, для действий, имеющих результатом человеческие жертвы и крах России.
Итак, референдум – это выявление обобщенного мнения граждан. Большинства граждан, а не специального их подмножества. Для того, чтобы это мнение было минимально искажено, существуют некоторые необходимые критерии и требования к процедурам. Критерии давно выработаны и записаны в международных документах, например, в «Cводе рекомендуемых норм при проведении референдумов» выработанном Европейской комиссией за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы). Процедуры, направленные на соблюдение этих критериев, прописаны в законах и других нормативных актах.
Закон регламентирует процедуры, гарантирующие в той или иной степени, выполнение критериев. В России, например, референдумы регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а общенациональный референдум регламентируется специальным Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Если признавать Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую области частью Украины, то референдумы там должны проводиться по Закону Украины. А если не признавать, - то по законам этих областей.
Когда «общенародное одобрение» не может быть получено проведением референдума, его получают «общероссийским голосованием», проводимым по процедурам, не удовлетворяющим критериям референдума. Если закона о референдуме вообще нет, то его быстро пишут «на коленке». Так, собственно, было в Крыму, в ЛНР и ДНР в 2014-м, так случилось и сейчас в упомянутых областях Украины.
В 2014 «референдумы» были проведены, но не удовлетворяли критериям референдума. Закон ЛНР, сляпанный и опубликованный только что, не обеспечивает выполнение критериев референдума (он, в частности, не содержит норм, которые обеспечивают выполнение референдумных критериев в российском законе), поэтому и «референдум» будет «липовый».
Разработчики критериев референдума, конечно, не предполагали, что референдум может проводиться в военных условиях. «Демократический референдум невозможен без соблюдения прав человека и, в частности, свободы выражения своего мнения и свободы прессы, свободы передвижения внутри страны, а также свободы собраний и ассоциации граждан в политических целях, в том числе, в целях создания политических партий.» (п.(а) части 1 упомянутого выше Свода рекомендуемых норм).
В военных условиях не проводятся выборы. Военные условия делают невозможным свободное волеизъявление граждан. Референдум в окружении вооруженных людей является бессмыслицей. Многие лакуны регулирующих референдум законов обусловлены именно этим.
Процедуры, прописанные в законах, по которым проводились псевдореферендумы 2014 года, и процедуры в луганском законе не предусматривают:
· Достаточного промежутка времени для нормальной организации референдума и для периода свободной агитации (российский закон предусматривает для этого не менее двух месяцев);
· Строгую регламентацию включения избирателя в список избирателей, работы со списком, хранения списка;
· Порядок формирования избирательных комиссий и гарантии для членов комиссий;
· Порядок агитации;
· Возможности общественного контроля, открытость и гласность работы избирательных комиссий;
· Порядок подсчета голосов.
Все это практически не прописано в луганском законе. И будет там референдум такой же, как в Донецке в 2014-м, который я наблюдал собственными глазами. С поправкой на военное положение.
В неправовом государстве еще и не такое бывает.
|
</> |