Речной пассажирский флот России. Часть 3

топ 100 блогов humus04.04.2023

Речной пассажирский флот России. Часть 1
Речной пассажирский флот России. Часть 2

Товарищество «Самолет» основанное в 1853 году, третье из крупных пароходных предприятий на Волге. Первые пароходы мощностью 50 номинальных сил были заказаны в Бельгии на заводе «Коккериль». Суда собраны на Тверском заводе, в апреле 1854 года «Казань» и еще два парохода вышли в плавание. Пассажирские помещения на пароходах были размещены в корпусе: I класс — в носовой части, II класс — в кормовой. В каждом классе было по две каюты — мужская и женская с мягкими диванами в два яруса. Отапливались они чугунными печами, освещались керосиновыми лампами. Пассажиры III класса размещались на палубе, не защищенные от ветра, дождя и солнца, а также искр, вылетавших из двух труб паровых котлов. Сюда же принимались грузы, которые укрывали брезентом. Судовая администрация жила в каютах спереди и сзади гребных колес, а матросы и кочегары — в носовом и кормовом кубриках. В 1859 году товарищество открыло движение по Каме до Перми, через год ввело рейсы до Астрахани, а в 1861 году — по Оке до Елатьмы. К концу 1880-х годов общество «Самолёт», располагавшее старыми пароходами, начало отставать от конкурентов. В поисках
выхода из тяжёлого положения общество прекратило действие своих линий на притоках Волги: в 1881 году - на Оке, в 1882-м - на Каме, затем - на малых реках: Белой, Шексне и Унже. Старые суда продавали или списывали и заменяли современными, экономически более выгодными. Однако и этих мер оказалось недостаточно: дело становилось убыточным. Спасли «Самолёт» энергия и расторопность его директора-распорядителя Г. А. Ратькова Рожнова. Общество взяло за правило выпускать на линии каждую навигацию 1-2 новых парохода. Правление отказывается от работы с фирмой «Коккериль и К°» и дает заказ акционерному обществу «Сормово». Принятые меры благотворно сказались на делах общества, «Самолёт» возобновил ежедневные рейсы. На верхнем плёсе - от Твери до Рыбинска ходили пароходы - «Серов», «Даргомыжский», «Чайковский», «Глинка» и «Салтыков Щедрин». Пароходы среднего плёса - от Рыбинска до Нижнего Новгорода: «Князь Юрий Суздальский», «Князь Михаил Тверской» и другие. На нижнем плёсе - от Нижнего Новгорода до Астрахани: «Лермонтов», «Гончаров», «Тургенев», «Крылов» и так далее. В 1914 году на Сормовском заводе были построены два судна, ставшие как по внутреннему, так и по внешнему своему устройству шедеврами судостроительной техники того времени. С разрешения Императора Николая II пароходы были названы в честь его дочерей: «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна».

47. Пристань общества «Самолёт» в Нижнем Новгороде.jpg
47. Пристань общества «Самолёт» в Нижнем Новгороде

48. «Лермонтов» .jpg
48. «Лермонтов»
Пароход общества «Самолет». Построен в Бельгии на заводе «Коккериль и К°» в 1887 году. Мощность – 720 л.с., грузоподъемность – 20 тыс. пудов. Капитан парохода Сулоняев Митрофан Сергеевич. Списан в 1963 году.

49. «Гончаров» .jpg
49. «Гончаров»
Построен в 1895 году для общества «Самолёт» на заводе «Коккериль и К» в Бельгии, машина - 720 л.с., г\п – 20 тыс. пудов, пассажировместимость - 500 чел. В Саратовском порту с 1948 года, ходил на местной линии Саратов - Хвалынск. Списан в 1962 году, передан Саратовскому обкому ДОСААФ.

50. «Геннадий Ратьков-Рожнов» .jpg
50. «Геннадий Ратьков-Рожнов»
Пароход построен в 1897 году на заводе «Коккериль и К°» в Бельгии. Машина компаунд мощностью 800 и.л.с., грузоподъемность 20 тыс. пудов. Пассажировместимость: 1-ый класс - 24; 2-ой класс - 48; 3-ий класс – 800 человек. После национализации флота в 1917-м получил имя «Профессор Мечников». Списан в 1963 году, с 1964-го база спортивного общества «Труд» в Саратове. Геннадий Александрович был директором-распорядителем пароходного общества «Самолет», его энергия и расторопность спасла общество от банкротства. В его честь и был назван пароход.

51. Интерьер салона 1-го класса.jpg
51. Интерьер салона 1-го класса

52. «Профессор Мечников.jpg
52. «Профессор Мечников»


53. 1914. Столовая первого класса парохода «Великая княжна Ольга Николаевна» .jpg
53. 1914. Столовая первого класса парохода «Великая княжна Ольга Николаевна»
В 1914 году завод «Сормово» завершает работы на «Ольге» и «Татьяне». На пароходах установлена машина тройного расширения пара, мощностью 1250 и.л.с. Два котла давлением 14 атм. Грузоподъемность - 30 000 пудов. В III классе 90 мест: в каютах 18, кабинах - 26 и на палубе - 54. Между кормовым пролетом и открытой кормовой палубой размещались помещения IV класса с грузовым лабазом. По бортам - буфет, служебные помещения и 32 двухъярусные койки для пассажиров IV класса. На второй палубе - помещения I и II классов. В I классе - столовая с салоном, 11 одноместных
и 11 двухместных кают. Во II классе - столовая, 15 одноместных и 19 двухместных кают. В средней части - каюта капитана, туалеты и ванные I и II классов. 18 июня 1914 года «Великая княжна Ольга Николаевна» вышла на Волгу, капитан Ф. Р. Поплавский. 30 июля вышла в рейс и «Велика
я княжна Татьяна Николаевна» - капитан С. М. Захаров. В апреле 1917-го общество «Самолет» переименовало пароходы: «Великая княжна Ольга Николаевна» - «Алеша Попович», «Великая княжна Татьяна Николаевна» - «Добрыня Никитич». В апреле 1918 года флот был национализирован. В
навигацию 1918 года «Добрыня Никитич» получил новое имя - «Спартак», «Алеша Попович» - «Володарский». Впервые годы «Великой княжны Ольги Николаевны» пароходом командовал Рафаил Федорович Поплавский (1914-1917), его сменил Леонид Петрович Тюрин, затем, с начала 1923 года капитаном был Андрей Иосифович Яковлев. Далее - Павел Прокопьевич Умнов (1931-1949).В послевоенный период - Владимир Васильевич Сонис (1950-1951), Александр Иванович Торсуков (1951-1955), Владимир Андреевич Кириллов (1955-1956), Иван Георгиевич Аникин (1957-1958), Николай Иванович Плотников (1959-1960),Вячеслав Александрович Минеев (1961), Михаил Сергеевич Большаков (1963-1967), Константин Сергеевич Миронов (1968-1975).С 1975 года Николай Константинович Фунтов.Первым капитаном «Великой княжны Татьяны Николаевны» был Сергей Михайлович Захаров. В 1917 году команду возглавил Д. Д. Маматов, погибший в 1918 году на мостике во время белогвардейского мятежа в Ярославле. В 1930-1937 годах пароходом командует Борис Григорьевич Иванов, затем Николай Михайлович Богатов. С 1940 по 1942 год - Николай Иванович Старостин. После него 13 лет на мостике «Спартака» отслужил Сергей Алексеевич Напитухин.

54. 1914. Столовая второго класса парохода «Великая княжна Ольга Николаевна» .jpg
54. 1914. Столовая второго класса парохода «Великая княжна Ольга Николаевна»

55. «Великая княжна Ольга Николаевна» .jpg
55. «Великая княжна Ольга Николаевна»

56. «Алеша Попович».jpg
56. «Алеша Попович»
10 мая 1917 года в ночное время суток капитан Р.Ф. Поплавский и лоцман И. А. Поспелов посадили пароход на мель. С убыванием уровня воды в реке пароход обсох. Мастер по подъему и спуску судов Трифон Кленков подрядился снять пароход за 50 тысяч рублей. Установили срок — 28 дней. Мастеровые и разнорабочие работали по 12 часов в сутки. 18 июня пароход благополучно спущен на воду. После спуска через 3 часа, пароход, подняв пары, своим ходом ушел в Нижний Новгород. Где на него прибыл новый капитан Леонид Петрович Тюрин.

57. «Великая Княжна Татьяна Николаевна» .jpg
57. «Великая Княжна Татьяна Николаевна»

58. «Царь Михаил Федорович» .jpg
58. «Царь Михаил Федорович»

59. Столовая 1-го класса.jpg
59. Столовая 1-го класса

История пароходства Братьев Каменских ведется с 1859 года, когда пермские купцы Федор и Григорий Козьмичи Каменские занялись перевозкой грузов по реке Каме, построив буксирный пароход «Работник». В 1865 году после нескольких лет успешной работы на грузоперевозках по Каме и Волге братья Каменские открыли свое пассажирское пароходство. В 1871 году был зарегистрирован «Торговый дом Ф. и Г. Братья Каменские», главной деятельностью которого являлась перевозка грузов по Российской империи, преимущественно водным путем. В распоряжении торгового дома был флот уже из 16 пароходов, общей мощностью 1668 номинальных сил. Для упрочения позиций фирмы на рынке предлагаемых услуг в 1869 году на берегу Камы заложен литейно-механический завод. Официальное открытие завода состоялось летом 1874 года. Не выдержав конкуренции, в 1881 году прекратило рейсы своих пароходов по Каме общество «Кавказ и Меркурий», а в 1882 году такая же участь постигла почтово-пассажирское общество «Самолет». Волжские компании оказались вытеснены пермскими предпринимателями братьями Каменскими и И.И. Любимовым, которые создавали
пароходы нового устройства и устанавливали более низкие провозные таксы. Однако дела фирмы после смерти ее основателей пошли не лучшим образом. К концу 1910 года третье поколение Каменских продолжало дело, начатое Федором и Григорием Каменскими. Вместо «Торгового дома бр. Ф. и
Г. Каменские» оно стало называться «Товариществом пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. братья Каменские». Управление огромным имуществом включающего в себя 22 парохода (12 грузопассажирских и 10 буксирных), 53 баржи и свыше 20 дебаркадеров, велось по старинке, без хорошо налаженного учета. И к осени 1913 года товарищество было на грани банкротства. В течение зимы 1913 года кредиторами, учредителями и пайщиками был найден выход из сложившейся ситуации – присоединение к крупному пермскому буксирному пароходству Николая Васильевича Мешкова. Эта быстро растущая фирма славилась отличной организацией и грамотным ведением дела. В 1915 году фирма получила название «Товарищество пароходства и транспортирования грузов бр. Ф. и Г. Каменские и Н. Мешков», основной капитал состав и л 7 500 000 рублей. Товарищество успешно
действовало вплоть до национализации в 1918 году, перед национализацией в его составе насчитывалось 47 пароходов, 150 непаровых судов, из них 120 барж, общей грузоподъемностью свыше 15 миллионов пудов и около 60 больших дебаркадеров.


Речной пассажирский флот России. Часть 3 60.jpg
В 1859 году Каменские построили свой первый буксирный пароход «Работник». В 1865-м начало действовать «Пароходство братьев Ф. и Г. Каменских». К 1871 году был зарегистрирован торговый дом «Товарищество пароходства и транспортировки грузов Ф. и Г. братья Каменские». Товариществом был построен литейно-механический завод в 1874 году для ремонта и строительства пароходов. Каменские активно занимались общественной деятельностью – были гласными городской думы, попечителями Мариинской гимназии, Ф. К. Каменский в 1865 - 1869 гг. был городским головой. В конце XIX в. были приобретены Суксунский, Тисовский и Молебский железоделательные заводы, хлопковый и канатовитейный заводы в Ташкенте. Правление торгового дома было перенесено в Москву, филиалы располагались в Перми, Нижнем Новгороде и Риге. В 1914 году имущество торгового дома было куплено Н. В. Мешковым и перерегистрировано под названием «Ф. и Г. братья Каменские и Н. В. Мешков».


61. Николай Васильевич Мешков.jpg
61. Николай Васильевич Мешков
Николай Мешков начинает свою службу в Казани у купца И.Н. Соболева. С 1874 года Мешкову поручают заниматься водными грузоперевозками. Изучив транспортное дело на реках Волжского бассейна, он в 1875-м переходит на службу в «Товарищество Волжско-Невского пароходста». В 1877-м
выкупив пароход «Пожва», начинает самостоятельное дело - грузовое пароходство. Крупнейший пароходовладелец, хозяин пристаней, мастерских, железных дорог и заводов - таков был результат деятелности Мешкова. Накануне революции 1917 года его имущество оценивалось в 60 миллионов рублей. В 1902 и 1907 годах за помощь революционерам подвергался арестам. Был одним из инициаторов учреждения в Перми университета, выделил на его основание 500 тыс. руб. и передал три корпуса Дома просветительных учреждений, построенного на его средства. В 1917 году был избран почетным членом Пермского университета. После Октябрьской революции переехал в Москву. В конце 1917 года был арестован, вскоре освобождён благодаря вмешательству Л. Б. Красина. В начале 1918 года съезд работников пароходства Товарищества братьев Каменских и Мешкова принял
решение избрать его комиссаром пароходства. В марте 1918-го пароходство было национализировано. В 1920-м по рекомендации Красина Н. В. поступает на службу консультантом транспортно-планового отдела Наркомата путей сообщения. В марте 1931-го по ходатайству профессора В.Н. Беклемишева, Г.М. Кржижановского, акад.С.П. Обнорского и Ю.А. Орлова, Л.А. Фотиевой, Мешкову В.М. назначена персональная пенсия.

62. «Александр».jpg
62. «Александр»
Судостроительный завод «Сормово» строит в 1905-1910 гг. серию пароходов для общества «Братья Каменские» — “Марианна”, “Наталия”, “Григорий”, “Федор”,“Александр”, “Василий” и “Гражданин”. Пароход «Александр» построен в 1909 году, мощностью 800 и. л. с., грузоподъемность 55 тыс. пудов.

63. 1909. Администрация парохода .jpg
63. 1909. Администрация парохода

64. Коновалов Петр Иванович.jpg
64. Коновалов Петр Иванович
Петр Иванович начал свою трудовую деятельность в 1895 году матросом на п\х «Помощник». После окончания Рыбинского училища в 1904-м, назначается старшим помощником капитана в 1905-м на п\х «Григорий». В 1908-м переходит ст. помощником на п\х «Василий». С 1909 капитан п\х «Алексей». В 1911-м получает назначение на п\х «Александр». С 1911 по 1919 год П.И. Коновалов капитан парохода «Александр». В 1921 назначен начальником Пермского речного техникума.

65. «Федор» .jpg
65. «Федор»
Пароход построен в 1909 году в Сормово по заказу пароходного товарищества «Братья Каменские», мощность машины 800 л.с. Получил название «Федор», с 1924 носил название «Леонид Серебряков», с 1928 года «Дмитрий Фурманов». Национализирован в 1918 году и передан Главоду.
66. Экипаж «Федора» .jpg
66. Экипаж «Федора»

67. Столовая 1-го класса. .jpg
67. Столовая 1-го класса Речной пассажирский флот России. Часть 3

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приказом Министра обороны СССР № 10 на вооружение Советской Армии был принят плавающий гу­сеничный бронетранспортёр БТР-Д для воздушно-десантных войск. БТР-Д разработан на базе боевой ма­шины десантной БМД-1 конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством A. ...
Девочка умерла, но скоро родилась уже в другой семье Началась эта жуткая история 22-го сентября 1988-го года в Алма-Ате. В тот роковой день веселая и цветущая девочка Венера четырнадцати с половиной лет, прилежная ученица, дочь уважаемых интеллигентных родителей - Мусы и Халиды ...
В идеале работа должна нравиться и на работе тебя должны уважать. Однако иногда так бывает, что два этих аспекта превращаются во взаимоисключающие параграфы. Есть чуваки, которые работают на хорошей работе и изо всех сил напрягают свой зад, но их никто не ценит. А есть и те, кого очень ...
...
Почему в России запретили linkedin? Там же совсем нет полититы. Я поминаю закрыть фейсбук, или тот же ЖЖ... Но при чём тут linkedin? Или это тренировна на самом безобидном? Или это ...