Рецензия на конкурс.

топ 100 блогов zhzh_pg10.01.2010 В одном киношном сообществе проходит конкурс "рецензия на фильм, вышедший до 2000-го года". Я, пользуясь выходными, решился. Итак,

Фильм «Брат» Алексея Балабанова.
Хорошо, допустим, он пришёл с войны. И он очень любит «Наутилус Помпилиус». Ну не «Ласковый май» же ему любить. И вот – новый мир, где брат подставляет брата за возможность «срубить бабла». И Данила, главный герой фильма, который с войны пришёл, как-то даже слишком легко вписывается в этот новый мир. Легко выполняет боевое задание, которое дал ему брат, легко вписывается в околомузыкальную тусовку, легко находит «гёрл-френдов», легко разбирается в итоге с бандитами, которые идут по его следам. Фильм, безусловно, находит своего зрителя в силу интересного детективного сюжета, востребованного всегда и везде; в силу разработанного стиля фильма, когда отрицательный персонаж разговаривает пословицами, а положительный герой положителен не потому, что спасает «униженных и оскорблённых», а потому что тянется к прекрасному. За «прекрасное» в фильме выступает рок-тусовка во главе с «Наутилусом Помпилиусом». И вот тут начинаются несостыковки, которые я не могу понять даже спустя годы. Очевидно, что Балабанов хотел снять фильм из серии «остановись мгновенье, ты не столь пркрасно, сколько ты неповторимо». То есть – ни много, ни мало – снять версию «Герой нашего времени» образца 1997-го года. Запечатлеть время, жизнь «как она есть на самом деле». Встать в один ряд с Де Сика, Росселини, Феллини. Но – этого каждый нормальный режиссёр хочет. Перейдём к конкретике. Балабанов исходит из рок-тусовки как предела мечтаний для Данилы Багрова, героя своего фильма. Эти люди для него, как небожители. В них он по-настоящему влюблён: в Бутусова, Настю Полеву, в Чижа и других. И вот тут мне становится не понятно: он в киллеры пошёл, вдохновлённый песнями Бутусова? Или песни – отдельно, а выстрелы в Питере – отдельно? Работу с увлечением не смешиваем? Но мне не понятно. Не понятно именно потому, что я знаю рок-тусовку, и песни Бутусова мне тоже небезразличны. Как одиноко и непонятно стало этой андеграундной тусовке в мире, где нет запретов. Они же все из СССР, они к подпольным концертам привыкли, они песни про любовь, мир и «не стреляй» сочиняли. А тут всё можно, запрещённых песен нет, в этом мире, в который вернулся Данила Багров после службы в армии. Данила ещё застал тот, старый мир, где «отец, приходя, не находит дверей и плюёт в приготовленный ужин», и поэтому он боготворит рок-тусовку. Они для него вестники правды и истины, пророки смысла жизни. И Балабанов, человек тоже той, ещё советской рок-тусовки, пытается её, старую, показать в новом, послеперестроечном мире. Показать во всей красе, улыбающимися, красивыми, с гитарами, на квартирнике в душевной обстановке. Но мир то уже изменился! Там, в соседней квартире, убивают. Убивают не из-за политики, а потому что в этом новом мире убийство – норма, способ выживания и зарабатывания денег. И Данила Багров это понимает, что, убивая, ничего личного он не преследует, это работа такая. И я не верю. Потому что у Балабанова есть шанс показать, что действительно произошло с той тусовкой рокеров 80-х, что произошло с этими людьми, в 80-х рванувших за свободой, сочинявших песни про любовь и свободу. Но Балабанов не пользуется этим шансом. Он делает фильм про раздолбая с пистолетом, делает кассу, убеждая зрителя, что это и есть – герой нашего времени. И следующие песни, которые слушает этот герой – это песни групп уже из новой рок-тусовки. На смену «ДДТ» и «Наутилусу» приходят «Би-2» и «Ночные снайперы», и «Земфира». Приходят песни без смысла, но с хорошо прописанным звуком и аранжировками, так хорошо подходящие под общую бессмыслицу кроваво-коммерческой кутерьмы и атмосферу погони. А про людей 80-х фильм никто так и не снял. Никто не снял фильм про поиски Бога, в которые ушли многие рокеры, просто про поиски правды в новом коммерческом мире, никто не снял фильм про людей, не умеющих стрелять. Возможно, это действительно время нового андеграунда, когда осмысление происходящего происходит тихо, незаметно, среди своих, а не на широком экране и публично. Ведь ещё в конце восьмидесятых один из героев эпохи спел «Я возвращаюсь налегке, с запасом стрел назад в подвалы…»

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
From: bilozerska Date: Ноябрь, 3, 2014 13:27 (местное) ( Ссылка ) Re: Давайте сразу расставим точки над Ё Вы россиянин? Когда ваш брат, друг, знакомый стреляли в вооруженных чеченцев - своих сограждан, Вы к ним так же относились? ( О ...
20 марта на сайте движения "Антимайдан" появилось сообщение о том, что казаки Центрального Казачьего Войска выступили против экс-лидера Меджлиса крымских татар Мустафы Джемилева. Как следует из опубликованного текста, казачеству не понравилось, что Джемилев приехал в Нью-Йорк и там ...
В Москве в ботсаду Аптекарский огород несмотря на ветренную холодную погоду в начале мая все прекрасно (от порывов ветра спасают здания вокруг и высокие деревья в самом Саду). Цветет черемуха всех видов, магнолия, форзиция, спирея, рододендрон, начали цвести плодовые - слива, миндаль, ...
Панки-панки, а вот, пожалуйста. "Стрижка", 1919 . Фотограф - Ман Рэй, остриженный - Марсель Дюшан. Как рекомендует последнего Википедия - "французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико, ...
Сегодня, как заявлено несколькими блоггерами, возле здания Самарского горизбиркома собрались Светлана Пеунова, Михаил Матвеев, Алексей Офицеров, Виталий Ильин, которым избирком отказал в регистрации в качестве кандидатов в мэры Самары. Они, а ...