Рецензия на фильм "Тренировочный день" (Training Day) 2001
s3tr0n — 08.08.2023Случилось мне тут на самолёте полетать по работе. Перелёт в шесть часов (плюс столько же обратно) надо было чем-то занять, и просмотр фильмов на встроенном в переднее кресло мониторе вполне подходил. За два перелёта я освежил в памяти прекрасные "Безумный Макс: Дорога ярости" и "Дюну" Вильнёва. Плюс начал просмотр сериала, который давно планировал осилить. Но сегодня не о них. Помимо этого, в доступном ассортименте высмотрел для себя "Тренировочный день" Антуана Фукуа - он давно у меня висел в бэклоге, так что так раз настало его время.
Молодой полицейский Джейк Хойт хочет перевестись в отдел по борьбе с наркотиками. Там главным начальником является энергичный и придирчивый Алонзо Харрис. Чтобы определить, сможет ли Хойт успешно стать частью его выдающейся команды, он должен провести целый день под чутким наставничеством Харриса. Однако Хойт и не представлял, чем обернётся для него этот тренировочный день.
В своём фильме Антуан Фукуа постарался изобразить мрачный и брутальный образ полиции Лос-Анжелеса, в которой чёрный коп Алонзо оказывается опаснее тех, кого он пытается засадить за решётку. Алонзо - один самых жестоких и неприятных копов в городе. Он рассекает по улицам на конфискованной кастомизированной машине с играющей подвеской и словно средневековый барон собирает дань со "своих" земель. На этом углу у него информатор, в том доме умасленная банда для чёрных дел, а в этом квартале - тайная вторая семья с ребёнком. Либо он контролирует улицы и их обитателей, либо улицы проглотят его с потрохами. Именно этот урок он хочет преподать Джейку Хойту - новичку в элитном отряде Алонзо. Сюжет описывает первый день тренировки Джейка, в течение которого горький привкус уличной реальности так глубоко въестся в новичка, что отмыться от этого уже невозможно.
Для Хойта отдел по борьбе с наркотиками - розовая мечта и социальный лифт, который поднимет его с женой и новорожденным ребёнком на этаж с лучшим жильём и перспективами. Однако этой розовой мечте суждено громко и кроваво разбиться о суровую реальность.
Режиссёр Антуан Фукуа размышляет о правосудии, приводя несколько точек зрения. По мнению Алонзо, преступный мир существует за пределами закона, а значит в этой борьбе все средства хороши. Мораль его поступков пролегает в стороне от качественной моральной цветовой градации, и единственное что остаётся - убедить в этом остальных. Каждая ситуация, в которую Алонзо ставит Хойта, оказывается извращённой бандитской проверкой на вшивость. Здесь нет правильного поведения в общепринятых рамках - Алонзо принуждает новичка принять альтернативную линейку правоты. Хойт сопровождает Алонзо в "дружеском" визите к старому напарнику, в незаконном вторжении в дом драгдиллера, во временной передышке в доме любовницы, в тайной встрече сильных мира сего, где решается судьба "старого приятеля" Алонзо.
Мир в представлении Хойта более контрастный - есть тьма, в которой преступники совершают злодеяния, и есть свет, который несёт он, как служитель порядка, пообещавший "служить и защищать". Именно поэтому точка зрения Алонзо так претит ему. Именно поэтому серая мораль большего зла и меньшего добра так тяжело ему даётся. Именно поэтому он не может принять предложение Алонзо и подгоняет его под свою линейку моральных ценностей.
Однако даже не это самое интересное, что есть в фильме. Интереснее вопрос реальности происходящего - насколько может быть реален Алонзо? Могут ли полицейские и город в их юрисдикции быть столь зловещими? Каждое решение, которое ставит Алонзо перед новичком заставляет усомниться в реальности происходящего - нагнетающемуся напряжению каждой ситуации просто не хочется верить. Тем не менее, фильм снят в максимально мрачных и реалистичных декорациях. Чёрные кварталы и сомнительные личности на каждом углу выглядят достаточно правдоподобно, чтобы поверить в эту историю, и всё же к финалу Алонзо предстаёт дьяволом во плоти, который по-хорошему уже осточертел всем подряд - и вашим, и нашим. Поэтому, избавив мир от этого адского нароста, Хойт оказывает себе и городу услугу, отлично вписывающуюся в его систему моральных ценностей.
Дензел Вашингтон в роли Алонзо Харриса пугающе естественен. Адское сочетание поведения бешенного пса, сопровождающего свои тёмные делишки столь же тёмным юмором, не раз и не два за фильм способно бросить зрителя в холодный пот. Для Вашингтона этот фильм - редкий случай поистине злодейской личности, которая прячет свои истинные мрачные намерения за маской харизматичного лидера. Вашингтон искренне наслаждается тёмной стороной своего персонажа и наблюдать за этим - одно удовольствие.
Итан Хоук, сыгравший Джейка Хойта, поражает широтой трансформации. За молниеносные пару часов фильма улыбчивый паренёк с легкомысленным взглядом на светлое будущее и радужные перспективы карьерного роста превращается в мрачного и потрёпанного волка, хаотически подбирающего лучшее оправдание для совершённого выбора. Эта метаморфоза проходит красной нитью через все сцены, с каждым разом гася огонь в глазах, заменяя его отблеском более тёмных мыслей.
На втором плане здесь можно отметить Скотта Гленна, бывшего напарника Алонзо - Роджера - который буквально сидит на ещё более мрачной истории, чем рассказывает сам фильм; в сцене допроса поставщика Блу засветился рэпер Снуп Догг, который не столько играет, сколько существует в обозначенных функциональных рамках; Ева Мендес в роли девушки Алонзо Сары здесь больше для красоты и приём, несомненно работает.
"Тренировочный день" на редкость выдающийся фильм. В нём скрупулёзно выписан мрачный мир борцов с преступностью, в котором грани морали размываются, а понятие справедливости и правильности действий подвергается ежеминутной проверке. Прекрасный дуэт молодых Итана Хоука и Дензела Вашингтона создаёт осязаемое напряжение, а непредсказуемость сюжета не раз удивит неожиданными поворотами. Когда двухчасовой фильм 22-летней давности всё ещё смотрится на одном дыхании, значит что-то в нём точно есть.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Фильм о сценаристе "Гражданина Кейна"
Драма про жизнь газетчика
"Экранизация системы настолок D&D
Третья часть игры про осаду подземелий
Российская панк-сказка про творческий коллектив из 90-х
Чёрная трагикомедия про окончание дружбы двух ирландцев
Приключения владелицы прачечной в мультивселенной
Сиквел детектива про частного сыщика из Твиттера
Тактическая РПГ про наследников престола
Квадриквел кинокомикс про бога грома
Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игры
Мой telegram-канал про покраску миниатюр
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |