Рецензия на фильм "Люпен III: Замок Калиостро" (Lupin III: Cagliostro no Shiro)
s3tr0n — 16.01.2023Следующим фильмом для ознакомления из коллекции Миядзаки я выбрал фильм 1979 года со странным названием "Люпен Третий". Ни первого, ни второго Люпена, я не знал, так что, о чём будет аниме, совершенно не догадывался. Тем интереснее оказался финальный результат.
Благородный грабитель Арсен Люпен Третий вместе с приятелем Дзигэном успешно похищают гору денег из казино, однако по дороге замечают, что деньги фальшивые. На своей маленькой, но шустрой машине они отправляются в европейское герцогство Калиостро - небольшое государство в Европе, где, предположительно производят фальшивые деньги.
Неожиданно они становятся свидетелями интригующей погони - толпа суровых мужланов на бронированном лимузине гонятся за маленькой машинкой, в которой сидит девушка в свадебном платье. Люпен и Дзигэн решают принять участие в заварушке и спасают девушку от преследования. Однако, Люпен теряет сознание, а девушку всё же хватают и увозят на катере. Придя в себя, Люпен обнаруживает лишь белую перчатку с оставшимся внутри кольцом, на котором изображен герб с козлиной головой. Изображение кажется ему знакомым и он вспоминает, что уже был тут и видел эту девушку в юности неподалёку от одного замка. От замка теперь остались только развалины, зато возле другого, соседнего замка Люпен и Дзигэн замечают катер, на котором увезли девушку.
Добравшись до города, друзья узнают, что девушка - дочь погибшего эрцгерцога Кларисса, которую хочет взять в жёны регент герцогства граф Калиостро. Люпен решает вызволить девушку из заточения и спасти от нежеланного замужества.
Сюжет фильма одновременно банален и многослоен. Сначала на поверхность всплывает благородная, почти рыцарская история спасения принцессы из замка, который охраняется
Вдобавок, у Люпена есть бывшая возлюбленная Фудзико, которой очень идёт форма защитного цвета, а она сама - образец эффективного и эффектного солдата. У меня даже возникли подозрения, что именно она стала прообразом Евы в Metal Gear Solid 3: Snake Eater - уж больно много схожих черт я заприметил.
Даже инспектор Дзэнигата при всей своей ненависти к Люпену признаёт его изобретательность и благородство. Когда они оба оказываются в безвыходном положении, Дзэнигата объединяется с Люпеном против графа Калиостро, осознав, что последний - более опасный преступник.
Ближе к финалу на первый план выходит тема поиска сокровищ, но даже тут Мияздаки умудряется обмануть ожидания и презентовать сокровище не как средство личного обогащения, но как невероятную общечеловеческую ценность. Здесь отлично можно проследить направление мыслей режиссёра и убедительную систему морали, которой он руководствуется и с ней сложно не солгаситься.
Люпен Третий - не оригинальный персонаж. Про него есть серия манги и несколько сезонов сериала. Это слегка повышает порог вхождения для непосвященного зрителя. Почти с первых же кадров ощущается какая-то подноготная героев, которой не спешат делиться, очевидно, подразумевая, что зрители в курсе персонажей и их взаимоотношений. Это ощущение не пропадает до самого финала, однако ко второй половине фильма значительно слабеет.
Миядзаки ловко чередует яркий и динамичный экшен с меланхоличными эпизодами, в которых раскрывает персонажей и их мысли. Благодаря этому, даже человек, совершенно не знакомый с предысторией Люпена и Дзенигаты постепенно проникается симпатией к героям. Конечно, всё равно по ходу действия остаются вопросы (что это у него за приспособления, почему он может карабкаться по отвесным стенам, что у него за машина с секретами, и многое другое), однако постепенно к здешним ужимкам героев привыкаешь и воспринимаешь их как часть общей картины со своей эстетикой.
Интересно, что сам Арсен Люпен Третий себя считает (или является) внуком Арсена Люпена - персонажа романов французского писателя Мориса Леблана. Арсен Люпен был джентльменом-грабителем, благородным разбойником, который мастерски перевоплощался в других людей (пара подобных сцен есть в фильме) и отлично разгадывал разнообразные загадки, проявляя качества неплохого детектива. Есть у него ещё одна интересная особенность, которая стала для меня недостающим кусочком пазла для картины в моём воображении. Арсен Люпен регулярно отправлял своим "жертвам" открытки с объявлением намерения их ограбить. Такой же момент есть и в фильме. А ещё, я вспомнил, что протагонист видеоигры "Persona 5", когда обретал свои сверхъестественные способности, получал в качестве первой Персоны "Арсена Люпена". В качестве реверанса к персонажу, герои игры тоже всегда отправляли своим "жертвам" открытки. Видимо есть у японцев какая-то непреодолимая тяга к этому французскому персонажу, раз его так часто упоминают.
Также стоит отметить, что Миядзаки разбавляет повествование обилием юмора, причём юмор тут преимущественно физический - герои регулярно во что-нибудь врезаются и ведут себя излишне экспрессивно. Поначалу это немного раздражает, но потом к подобной манере привыкаешь, и оторваться от действия становится сложно. Да, некоторые сцены становятся слишком нереалистичными, но фильм, в целом, и не претендует на убедительную правдоподобность, и это ему совершенно не мешает развлекать на протяжении почти двух часов насыщенного событиями действия.
Кроме того, Миядзаки тут же ещё и умудряется покритиковать власть. В фильме есть шикарная сцена, когда инспектор Дзэнигата предъявляет доказательства производства фальшивой иностранной валюты, а многонациональная комиссия спускает дело на тормоза, подталкивая к мысли, что они все замешаны в использовании этих самых фальшивых денег для дестабилизации экономики стран в своих интересах. И только потом, инспектор умудряется дать делу ход, предав его публичной огласке, намеренно «переигрывая».
"Люпен III: Замок Калиостро" просто отличное приключенческое кино с обворожительной динамикой, ярким экшеном, обилием юмора и щепоткой меланхоличной романтики. Благородные грабители, прекрасные дамы, подлые богачи с частными армиями, ленивое правительство и древнее сокровище, сокрытое эффектной загадкой - всё это замешано в яркий коктейль, от которого сложно оторваться и невозможно забыть. Даже спустя 42 года, мультфильм смотрится отлично.
Другие мультфильмы Хаяо Миядзаки
"Навсикая из долины ветров" (Kaze no tani no Naushika) 1984
"Великий детектив Холмс" (Sherlock Hound / Meitantei Hōmuzu) 1984
"Мой сосед Тоторо" (Мой сосед Тоторо) 1988
"Ведьмина служба доставки" (Majo no takkyubin) 1989
"Порко Россо" (Kurenai no buta) 1992
"Принцесса Мононоке" (Mononoke-hime) 1997
Унесённые призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi) 2001
"Ходячий замок" (Hauru no ugoku shiro) 2004
"Рыбка Поньо на утесе" (Gake no ue no Ponyo) 2008
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Аниме про собаку-детектива
Итоги Челленджа 2022
Мои итоги 2022 года
Симулятор школьного хулигана
Вторая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью
Тактическая пошаговая стратегия про хакеров-шпионов
Ужастик про прятки с Чужим
Первая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью
Шестая часть серии стэлс-экшенов про шпиона с зеленоглазым прибором ночного видения
Хоррор-квест про исследование особняка, наполненного зомби
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |