Рецензия на фильм "Душа" (Soul) 2020
s3tr0n — 05.04.2021Мне всегда больше нравились самобытные проекты Pixar, чем их сиквелы. У авторов Pixar всегда получалось сделать что-то необычное и интересное, рассказать увлекательную историю вне зависимости от задействованных персонажей - будь то игрушки, машины, футуристические роботы, эмоции в голове девочки или мексиканские скелеты. Новый мультфильм "Душа" предлагает другую любопытную тему - характер, цель в жизни и предназначение, так что пропустить его я не мог. Вот только результат оказался разочаровывающим - будем разбираться, что же пошло не так.
Джазовый пианист Джо работает в школе и учит детей музыке. Ему наконец предлагают штатную должность, но это радует только его родственников. Сам-то Джо всегда мечтал быть музыкантом и выступать с джаз-бэндом. Совершенно неожиданно один из его бывших учеников приглашает его на прослушивание в группу к знаменитой саксофонистке Доротее Уильямс, которое он с успехом проходит. Вот же он - лучший день в его жизни! Но все планы летят коту под хвост, когда Джо проваливается в канализационный люк и оказывается в коме.
Оказавшись на одностороннем травалаторе к большому белом свету, душа Джо отказывается от подобного расклада и проваливается в небытие. Вместо того, чтобы сгинуть во мраке, Джо попадает в "Великое До" - место, где свежие души обретают черты характера и "Искру", после чего отправляются на Землю, чтобы прожить там свою жизнь. Там его принимают за ментора, который должен помочь нерадивой Душе под номером 22 обрести свою "Искру".
Мультфильм очень многое заимствует из предыдущих работ Пиксар, но реализация оказывается крайне спорной. Тут и мост в загробный мир, как в "Тайне Коко", и визуализация нематериальных понятий, как в "Головоломке", и трансформация людей в животных и обратно, как в "Храброй сердцем". И если с загробным миром авторы решили пройти очень по касательной (чёрное ничто с большим белым светом впереди), а трансформация в животного становится скорее поводом для юмора, нежели полноценной идеей, то по абстракции авторы вдарили по полной. Формирование характеров, зацикленность, предназначение и жизненный опыт обретают крайне странное визуальное воплощение, которое даже доли заложенного смысла не даёт. Когда в "Головоломке" пять эмоций рулили персонажем, это выглядело убедительно, когда здесь нечто бесформенное и плоское посылает пачку душ в здание для получения "навыка" безразличие - это вызывает недоумение. Авторы попали в ловушку собственной идеи - поднимать философскую тему смысла жизни и бессмертности души, чтобы в финале ответить "просто живи и радуйся жизни" это слишком топорно, нелепо, и попахивает халтурой. Для взрослого мультфильма ответ слишком однозначный и примитивный, а для детского мультфильма тематика вообще не по возрасту.
Pixar всегда были пионерами в области 3D анимации и с каждым своим проектом они поднимают техническую планку всё выше и выше. Детальное окружение, плавные анимации, роскошная мимика героев и сочная яркая картинка, наполненная цветами радуги. Работа с цветом и светом завораживает, а от отдельных сцен челюсть самопроизвольно отвисает. Дальше уже только фотореализм, но тогда это уже не будет ощущаться полноценным мультфильмом для любого возраста.
Фактически Пиксар создали свой Первый мультфильм о кризисе среднего возраста, хотя формально четвёртая часть "Истории игрушек" тоже содержала намёки на экзистенциальный кризис куклы Вуди. Вот только здесь авторы накидали сверху слишком много абстрактной мифологии, которая выглядит не слишком продуманной и убедительной - раньше они себе такого не позволяли. Их мультфильмы всегда были продуманными на нескольких уровнях сразу до такой степени, что у фанатов даже сформировалась теория общей вселенной с временными петлями, технологиями, магией и эволюцией, завязанными в общий хитросплетённый узел! Здесь же этой продуманности просто не ощущается. Может быть Пиксар сдулись и стали словно тот брокер из мультфильма, что бездушно следит за котировками и, сгорбившись, теряет драгоценные моменты собственной жизни под гнётом большой корпорации. Может быть им самим не хватает того безумного уличного рекламщика, который в образе пирата под звуки рэгги будет рассекать по волнам астрального моря и спасать их заблудшие души?
Джейми Фокс озвучил главного героя Джо, который всю жизнь ждал шанса заняться тем, что ему действительно интересно. Авторы создали убедительного персонажа, который переживает экзистенциальный кризис, попав в необычную ситуацию, и проход по залу своей жизни, где герой наконец осмысляет свой земной опыт оказывается одним из самых эмоциональных моментов в мультфильме. В этом моменте Джо осознаёт своё одиночество в мире, который уже покинул - у него нет прорвы друзей, его работа не доставляет ему удовольствия, а о поддержке со стороны семьи можно только мечтать.
Душа за номером 22, озвученная Тиной Фей, введённая в повествование в качестве сайд-кика на манер рыбки Дори из "В поисках Немо" постепенно отвоёвывает своё пространство и выходит на первый план. Такое, кстати, крайне редко происходило в рамках Пиксаровских мультфильмов - были спин-оффы про второстепенных героев, короткометражки про эпизодических персонажей, но так чтобы в середине пути вакансия главного героя переходила на другого персонажа - это что-то новенькое! К тому же как персонаж Двадцать-Вторая оказывается более интересным объектом для наблюдения - прожжённый циник с врождённой упёртостью выглядит объёмнее нежели пианист-тряпка, всю жизнь ждавший чуда.
Чего у мультфильма не отнять, так это официального статуса Первого чёрного мультфильма Pixar. У Disney уже был "первая чёрная супергероика" (Чёрная пантера), а теперь есть анимация где 98% персонажей - чёрные, а джаз подаётся не меньше чем "величайший дар Афро-американцев" мировой культуре! Ещё бы он не претендовал на "Оскар" после таких заявлений!
"Душа" выглядит типичным Пиксаровским мультфильмом и даже в некоторой степени продолжает идеи "Головоломки", однако по факту всё гораздо печальнее. Авторы замахнулись на слишком сложную и абстрактную тему, которую крайне сложно визуализировать, а уж тем более рассуждать о ней в рамках детского мультфильма.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Новогодняя комедия про орущих друг на друга друзей
Слэшер про ведьмочку в костюме из волос
Мини-сериал про студента и его адвоката
Роман про заключённого в ожидании дня казни
Культовый фильм про Чувака и боулинг
Лирическая европейская комедия про учителей и алкогольный эксперимент
Байопик про шахматный матч Бобби Фишера и Бориса Спасского
Стэлс-экшен про лысого убийцу со штрихкодом на затылке
Сериал про сиротку-шахматистку с вредными привычками
Драма про любовь безумного шахматиста
Интерактивный триллер про девочку с фотоаппаратом и перемотку времени
Боевик про инверсию и временные потоки
Второй сезон сериала про умного ЦРУ-шника
Корейская драма про месть и последствия
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |