Рецензия на фильм "Человек-паук: Нет пути домой" (Spider-Man: No Way Home) 2021
s3tr0n — 30.12.2021Если "Дюна" Вильнёва была первым фильмом после начала эпидемии, который я посмотрел в кинотеатре, то новый "Человек-паук" стал вторым и последним в этом году. Обстоятельства сложились таким образом, что мне удалось не только попасть на него в кино, но и попасть на сеанс с субтитрами и оригинальной звуковой дорожкой. Посмотрим, что же он из себя представляет.
Перед смертью Мистерио успевает разослать слепленную на коленке запись, в которой он не только представляет Человека-Паука врагом общества, но и раскрывает его личность. Теперь весь мир знает, что за маской дружелюбного соседа Паучка скрывается 17-летний подросток Питер Паркер. Все близкие и знакомые Паркера проходят через череду неприятных допросов и осуждение общественности, но основной удар приходит откуда не ждали. И Питер, и его друзья Нэд и ЭмДжей собираются поступать в Массачусетский Технологический Институт, и всех троих не принимают в свете последних событий.
Питеру Паркеру приходит идея обратиться к Доктору Стрэнджу, чтобы тот наколдовал заклинание, чтобы все забыли, что Человек-Паук это Питер Паркер. Заклинание идёт не по плану, когда Питер начинает вносить дополнительные условия и в результате нарушаются границы мультивселенной. Стрэнджу удаётся законсервировать заклинание, но не до конца. Вместо того, чтобы все забыли о том, кто такой Человек-Паук, заклинание перетягивает к себе тех, кто знает, кто такой Человек-Паук, из других вселенных.
Авторы сценария поступили очень хитро, умно и глупо одновременно. С одной стороны, они раскрыли понятие мультивселенной, которое им явно было необходимо для развития текущей четвёртой фазы. Благодаря этому понятию, они могут выцеплять кого-угодно и в каких угодно ипостасях как из существующих франшиз, так и из любых параллельных. Они развязывают себе руки и открещиваются от либой внутренней логики - хорошо это или плохо, покажет время.
С другой стороны, с самого начала четвёртой фазы у Marvel не было ни одного по настоящему успешного фильма - всё какие-то блеклые и вялые отголоски предшествующего величия. Фильм про Человека-Паука с введённым понятием мультивселенной должен был сработать сразу на нескольких уровнях. В отстутствии звёздного состава "Мстителей" и харизмы Роберта Дауни Младшего, сценаристам надо было чем-то удивить зрителя. Благо, что у "Человека-Паука" за время его лицензионного обитания в застенках Sony, образовалось целых три перезапуска серии, с которыми как раз оказалось возможным провернуть фокус с мультивселенными.
С третьей стороны, в фильме чётко ощущается творческая импотенция создателей. Они взяли уже существующие, и несколько раз использованные сценарные конструкции и не придумали ничего лучше, чем воткнуть их вновь, да поглубже в зрителя. В результате - им даже придумывать ничего не надо - все шутки и сценарные повороты уже есть и работают. Да их смазали ностальгическим маслом, поменяли пару шестерёнок на такие же, но блестящие, и оставили работать как есть.
Результат оказался предсказуемым - фильм вышел на редкость ностальгическим на радость фанатам. Авторы всеми силами стараются показать, что умеют работать со своей аудиторией и имеющимся материалом, поэтому для внимательного зрителя тут приготовлен ворох визуальных и вербальных отсылок к прошлым частям и фильмам. К тому же раздвинутые границы мультивселенной позволили творить немыслимое - откровенные заигрывания с ожиданиями и настойчивая игра на нотках ностальгии формируют что-то большее, выходящее за рамки конкретного фильма, киновселенной и киноиндустрии в целом. Хорошо это или плохо - покажет время, а нам остаётся только радоваться лихо закрученной истории, и огорчаться ушлости марвеловских маркетологов, продвигающих насквозь вторичный продукт под видом деликатеса. Кроме того этот фильм по праву можно считать кроссовером, который мы заслужили. Последний раз что-то столь эффектное было в "Людях-Икс: Дни минувшего будущего" где на одном экране оказались "старые" и "новые" версии Ксавьера и Магнетто.
Режиссёр Джон Уоттс к третьему фильму про Паучка поднаторел в эффектной демонстрации полётов на паутине, поэтому крайне органично сочетает панорамные ракурсы, клаустрафобные и тёмные замкнутые помещения, и опьяняющие свободой полёты на паутине, от которых закладывает в ушах. К сожалению, это же оборачивается сплошным заимствованием уже бывших в употреблении приёмов, поэтому в визуальном плане фильму нечему удивить. И зеркальное измерение, и скачки через порталы, и сражения на Статуе Свободы уже были, и у авторов не возникло ни одной новой визуальной идеи, которая бы выгодно отличала фильм на фоне остальных марвеловских блокбастеров. Он выглядит хорошо, красиво и эффектно, но эффекта новизны нет, и это расстраивает.
Однако, Джон Уоттс умудрился не потерять фокус в атмосфере переполненного персонажами балагана. Ключевой момент здесь заключается в том, что Уоттсу не пришлось тратить время на излишнее представление героев - они уже известны и поэтому их мотивация читается мгновенно. У каждого задействованного персонажа достаточно времени, чтобы привнести свои пять копеек в повествование, а его "предыдущая известность" становится фирменной особенностью фильма. С другой стороны - этот же аспект резко повышает порог вхождения, поэтому без знания всего багажа предыдущих фильмов будет сложно.
Том Холланд, продолжающий играть Питера Паркера в текущей его вариации, всё ещё прекрасен. Я до сих пор считаю его лучшим вариантом на эту роль. Его Человек-Паук сочетает в себе юношеский максимализм и оправданные возрастом неверные решения. Это, кстати, довольно хитрый момент - ожидать от подростка, что он будет принимать верные взвешенные решения, совершенно бессмысленно. Вместо этого нам предоставили возможность наблюдать за постепенной эволюцией героя. Все предыдущие итерации Паука окончательно сформировывались в рамках одного стартового фильма. Здесь же, впервые, для создания законченного образа "того самого" Паука, авторы потратили целых три персональных фильма и пачка кроссоверов. То есть, с самого первого появления Тома Холланда в "Гражданской Войне" у него не было того самого момента становления героя, которому не всё равно; героя, потерявшего близкого человека, прошептавшего ему перед смертью что "с великой силой приходит и великая ответственность".
Зендея, сыгравшая ЭмДжей, получила гораздо больше экранного времени, по сравнении с предыдущими частями. К слову, именно в этом фильме между Холландом и Зендеей чувствуется правдоподобное эмоциональное напряжение и они отлично смотрятся вместе на экране.
Джейкоб Баталон в образе Нэда Лидса продолжает отрабатывать роль сайд-кика, но в этот раз у него просыпаются дополнительные колдовские возможности, которые, здесь служат дополнительным комедийным аспектом.
Бенедикт Камбербэтч в роли Доктора Стрэнджа, по задумке сценаристов, должен был заменить яркую звезду Роберта Дауни Младшего, однако, должен признать, что Камбербэтч уже выглядит уставшим от роли, либо просто не счёл нужным стараться. Видимо все силы ушли на собственный фильм за авторством Сэма Рейми, трейлер которого показали после титров в кинотеатре, а спустя неделю опубликовали в сети (теперь можно не сидеть пять минут).
Уиллем Дефо и Альфред Молина, которые сыграли свои версии Нормана Осборна и Доктора Отто Октавиуса из трилогии Сэма Рейми совершили головокружительное возвращение в серию, от которого фанатское сердце начинает биться раза в два быстрее. Но у них, надо сказать, оказалась более важная роль не столько в рамках фильма, сколько в рамках текущей киновселенной Марвел - они показали, какими должны быть злодеи в супергеройских фильмах. Я уже упоминал, что четвёртая фаза MCU на текущий момент выглядит на редкость беззубой и даже беспомощной. В ней нет запоминающихся злодеев с качественной мотивацией и спорной противоречивостью. Уиллем Дефо и Альфред Молина являются примерами подобных злодеев, которые, к тому же отлично реализованы на экране. Мимика Дефо так вообще вызывает исключительно завораживащее восхищение.
Я писал, что сиквел авторы превратили в классическую романтическую комедию, а вот этот триквел получился историей взросления персонажа и обретения героем ответственности за свои поступки и принятие последствий своих решений. Красной линией через фильм проходит идея о том, что всего исправить невозможно - можно лишь смириться со случившимся и жить дальше. Из минусов можно отметить излишнюю слезливость некоторых моментов - слишком уж явно авторы дают персонажам "передохнуть" и "подготовиться к финальной схватке". Фильм страдает из-за попыток слишком многое объяснить - сказать бы сценаристам, чтобы они не разжёвывали информацию настолько подробно, но маховик массового зрителя уже запущен и его не остановить.
"Человек-паук: Нет пути домой" удивительным образом оправдывает все возложенные на него ожидания и это хорошо, и плохо одновременно. Знакомые лица в новых декорациях и обстоятельствах активно давят на ностальгию, но многочисленные шаблонные конструкции превращают фильм в подобие конструктора лего, который построен не художниками, но маркетологами. Тем не менее, даже при таком исключительно коммерческом подходе, фильм способен вызывать эмоции, в отличии от последних фильмов Marvel.
Другие фильмы про Человека-Паука
"Человек-паук: Возвращение домой" (Spider-Man: Homecoming) 2017
"Человек-паук: Вдали от дома" (Spider-Man: Far from Home) 2019
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Шахматы во вселенной Warhammer 40.000
Научная фантастика про планету с земляными червями
Вторая книга журналиста Шрейера про игровую индустрию
Приключения лохматого ломбакса и его женской версии из параллельной вселенной
Триллер про писателя с фонариком и его ожившее произведение
Tower defence про альтернативную историю и шагающие окопы
Детская сказка про смерть и волшебство семейных уз
Норвежский сериал про худшего детектива-изобретателя
Романтическая комедия Коэнов про адвоката и аферистку
Фэнтезийный баскетбол как средство революционного движения
Фантастика Герберта Уэллса про недостатки английского общества
Нео-нуарная драма братьев Коэнов про простого парикмахера
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |