Рецензия на фильм "Автостопом по галактике" (The Hitchhiker's Guide to the
s3tr0n — 07.07.2020Я точно помню, что смотрел фильм 2005 года, когда он вышел, но в памяти остались только несколько ярких образов, типа гигантского компьютера и белыми мышами возле него, числа 42, и большеголового депрессивного робота Марвина. После того, как я прочитал книгу, пересмотреть фильм было лишь вопросом времени.
Простой англичанин Артур Дент однажды оказывается перед фактом сноса его дома для строительства новой автодороги - его просто не предупредили вовремя, чтобы он успел оспорить это решение. Поэтому единственное, что он смог придумать это лечь перед бульдозером, приехавшем сносить его дом. Но не проходит и пары часов, как он оказывается перед ещё более возмутительным фактом - из глубокого космоса прилетела бригада пришельцев Вогонов, чтобы уничтожить планету Земля для строительства гиперпространственной магистрали - землян просто не предупредили вовремя, чтобы они успели оспорить это решение - и тут уже не получится лечь перед космическим бульдозером. На счастье Артура его друг Форд Префект оказывается пришельцем, который решает спасти Артура, и за мгновение до уничтожения они вместе телепортируются на корабль Вогонов, а потом на уникальный корабль "Золотое сердце", где они встречают депрессивного робота Марвина, двухголового трёхрукого президента галактики Зафода Билброкса и (внезапно) землянку Триллиан. С двумя последними Артур Дент оказывается знаком, а всем вместе им предстоит раскрыть тайну Земли и секрет жизни в галактике.
При идентичной завязке фильм вскоре после начала сворачивает с курса и даже представляет совершенно уникальную сюжетную линию по сравнению с книгой. Ключевыми отличиями становятся персонаж Хума Кавула и Оружие Точки Зрения, которых не было в книге от слова вообще. При этом оба эти отличия отлично вписываются в общую абсурдность происходящего, что можно даже считать удачным дополнением к истории. Другой любопытной деталью становится более сильная линия Вогонов, которые в книге были одной из основных угроз, а если говорить о пятой книге трилогии, то можно утверждать, что их принципиальность стала одним из главных движителей сюжета.
Хотя, на самом деле, местами книгу перенести на экран физически невозможно. Уж слишком много в тексте Дугласа Адамса завязано на игру слов и материализацию нереального и реализацию нематериального. Такое-то и представить невозможно, куда там до визуализации. Так что может быть и неплохо, что авторы фильма выкинули практически всё, что сложно было реализовать.
Режиссёр Гарт Дженнингс старался как мог, но местами ему, мне кажется, не хватило фантазии, чтобы создать грамотный стиль повествования. В других местах, наоборот, реализация происходящего выглядит интересно, но твой собственный внутренний образ, созданный при чтении, совершенно не совпадает с тем, что показывают на экране, поэтому возникает искреннее отторжение фильма. Так, например, депрессивный робот Марвин получился более чем достойным, а цех постройки планет действительно выглядит внушительно и впечатляюще. А вот то, как выглядят Вогоны, Зафод Билброкс и титульный Путеводитель, мне совершенно не понравились. В Вогонах не чувствуется того отвращения, которое они должны вызывать, путеводитель оказывается крайне скучным набором анимационных заставок, а Зафод, несмотря на все старания Сэма Рокуэлла - крайне скучный тип с отвратительной реализацией его особенностей.
В книге Зафод Билброкс - это довольно эксцентричный и самовлюблённый тип с просветами гениальности, но в исполнении Сэма Рокуэлла - он крайне странный и непредсказуемый болван. Кроме того этот инопланетянин о двух головах и трёх руках создавал крайне неуютное чувство ассиметрии, что подчёркивало его инопланетное происхождение. В фильме же персонаж изредка откидывает голову назад и из шеи начинает выглядывать вторая голова. Третья же рука и вовсе появляется всего в паре моментов и окончательно утверждает своё атавистическое положение.
Мартин Фриман в роли Артура Дента, наоборот, оказывается 100%-попаданием в роль. Образ типичного британца, оказавшегося в необычных обстоятельствах, получился у него максимально естественным и гармоничным. Тут и растерянный взгляд, и нервозность движений сливается воедино и совершенно не вызывает отторжения.
Ясин Бей, которой сыграл Форда Префекта, тоже довольно неплохо справляется со своей ролью. Тут даже не упрекнёшь создателей с выбором негра на эту роль - в книге о расовой принадлежности Форда нет ни слова. К тому же Ясин смотрится достаточно уверенно и он становится уголком стабильности в происходящей какофонии событий.
Фильм вообще радует своим актёрским составом, хоть и не всегда образ героев согласуется с их книжными прототипами. Та же Триллиан в исполнении Зои Дешанель выглядит крайне потерянно, из-за чего ей даже переживать не хочется. Роль Хуммы Кавулы как будто придумали специально для Джона Малковича и его персонаж получился одновременно диким и интересным - под стать книжному первоисточнику. Это одна из немногих действительно любопытных и безумных находок. Также можно отметить Билла Найи, который добавляет довольно блеклому книжному образу Слатибатрфаста человечности.
Кроме тех актёров, кто блистает на экране, можно также порадоваться участию некоторых знаменитостей в озвучке фильма. Так большой компьютер озвучила Хелен Миррен, голосом самого путеводителя стал Стивен Фрай, а депрессивного робота Марвина озвучил Алан Рикман и он - одна из причин смотреть фильм в оригинале.
Классический постулат "Книга лучше" подтверждается в очередной раз. Да, авторы взяли ключевые сцены для экспозиции персонажей, и разбавили некоторыми сюжетными линиями, которые в общей суматохе терпимо смотрятся. Однако в общей своей массе фильму не хватает ещё щепотки безумия, чтобы происходящее соответствовало букве оригинала.
Экранизация "Автостопом по галактике" получилась ярко-выраженным капустником для своих с вольной обработкой оригинального текста. Здесь хватает юмора, но он здесь настолько абсурдный, что человек, далёкий от книжной трилогии в пяти частях, рискует счесть просмотренное бредом и забыть как страшный сон. Если же держать в голове события хотя бы первых трёх книг, происходящее немного обретает смысл, хоть и довольно вольно обходится с первоисточником. Знакомые по книге персонажи и локации запускают похожие события, но делают это слишком сумбурно, хоть и с огоньком. Если кто-нибудь решиться сделать сериал, у него будет больше шансов выстрелить, а то, что авторы фильма сдули с вершины айсберга оригинальной книги и сгребли в без малого двухчасовой фильм, достойной экранизацией точно не назвать.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Сериал про комедийное средневековье
Игровые новинки июля 2020
Российская драма про геймдизайнера и реинкарнацию
Платформер про спасение волшебного леса
Комедийный детектив про американцев в Европе
Второй сезон сериала про разборки Ватикана
Японская игра про эко-террористов
Драма про любовь танцовщицы-русалки и сына чиновника
Мистический детектив про замёрзший Нью-Йорк
Драма про молчаливую девочку с зелёными волосами
Основы педагогики для родителей в художественной форме по Макаренко
Мультфильм про приключения двух братьев и половинку их отца
Сиквел кооперативного экшена про расхитительницу гробниц, собирающую осколки египетской статуи
Сериал про 47-мальчика в белом одеянии верховного папы
Игровые ремейки и сиквелы июня 2020
Ремейк тюремной драмы во французской колонии
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |