Ребёнок с РАС в школе: как добиться тьютора

топ 100 блогов prodetey_ru29.08.2025

Каждый сотый житель Земли имеет признаки аутизма. Порой они практически незаметны для неспециалистов, но иногда особенности развития ребёнка приводят к сложностям в школе. Но это не значит, что такие дети не могут учиться! Им просто нужно помочь. Один из вариантов такой помощи — тьюторское сопровождение. Когда нужен тьютор и как его найти? Рассказывает Елена Викторовна Ушакова, кандидат психологических наук, директор ИПКР МГПУ.

Кто такой тьютор?

Тьютор осуществляет сопровождение обучающегося или группу обучающихся с учетом особенностей их поведения, интересов, способностей, возможностей, ресурсов и дефицитов развития. Он участвует в организации образовательной среды, подбирает и адаптирует педагогические средства, взаимодействует с педагогами, управленческой командой школы и родителями по вопросу реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы и оценки их эффективности.

Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования в 2008 году и внесена в Единый квалификационный справочник.

Не так давно в образовательной практике тьюторами выступали родители, не имеющие профессиональной подготовки. С одной стороны, родитель достаточно хорошо знает своего ребёнка и может организовать помощь и поддержку. Но всегда ли эта помощь будет адекватна возможностям и потребностям ребёнка? С другой стороны, родитель должен оставаться для ребёнка родителем с его любовью, заботой, помощью и поддержкой.

Разнообразие признаков аутизма формирует спектр аутистических расстройств, что и отражается в названии — расстройства аутистического спектра, а сокращенно РАС. Именно разнообразие признаков аутизма и вариативность их сочетания определяет уникальность каждого такого человека. Сразу на ум приходит популярная цитата специалиста в области аутизма «Если вы знаете одного человека с аутизмом — вы знаете только одного человека с аутизмом» (Стивен Шор).

Сейчас тьюторы — это люди с педагогическим (чаще — дефектологическим) образованием, полноправные члены коллектива школы. Они могут быть как штатными сотрудниками школы, так и работать по договору.

Зачем нужен тьютор для ребёнка с аутизмом?

У ребёнка с аутизмом на первый план выступают:

  • трудности социального взаимодействия (вплоть до полного погружения в себя);
  • эмоциональная и поведенческая отгороженность;
  • проблемы адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

В семье, как правило, родители стараются создать условия для адаптации ребёнка к новым условиям, ежедневно наблюдая за ребёнком и его реакциями, определяют наиболее эффективные средства взаимодействия, его социализации. В образовательной организации этим занимается коллектив педагогов.

В детском коллективе ребёнку с РАС важен человек, который поможет адаптироваться ко всему новому: пространству, играм и игрушкам, занятиям, общению, правилам и обязанностям, впечатлениям. Тот, кто поможет регулировать своё поведение, ощущать себя в безопасности. На занятиях и уроках взрослый поможет справиться с трудностями, организовать учебное место, услышать и понять учителя, выполнить задание, применяя адекватные возможностям ребёнка (детей) психолого-педагогические методы и приёмы, мягко преодолеть проблемы общения и многое другое. Всё это может и должен делать тьютор.

Поддержка тьютора для ребёнка с РАС — необходимое дополнение к помощи воспитателя, учителя и педагога-психолога. Тьютор выступает посредником между ребёнком с РАС и воспитателем/учителем, сверстниками, родителями.

Тьютор устанавливает доверительные отношения с ребёнком, оказывает поддержку в период адаптации дошкольника к новым условиям в группе, школьника к обучению в школе; способствует проявлению его самостоятельности. 

Период адаптации может быть довольно длительным: ребёнка в образовательной организации ожидает много нового. Это принятие и осмысление школьной жизни, освоение важных социальных навыков, универсальных учебных действий. Но это не может означать, что тьютор на протяжении всего обучения станет неотъемлемой частью жизни и деятельности обучающегося.

Идеальная формула тьюторского сопровождения — чем старше ученик, тем меньше он нуждается в тьюторе.

Педагоги и родители работают над тем, чтобы тьютор стал ребёнку не нужен. Поэтому в образовательной организации часто прибегают к ротации тьюторов, а эффективность тьюторского сопровождения оценивается исходя из степени включенности его в деятельность обучающегося на каждом году обучения: чем меньше — тем лучше.

Кто даёт право на тьютора?

Образование детей с РАС осуществляется в школах, которые в том числе реализуют адаптированные образовательные программы. Для обучающихся с РАС создаются специальные условия, без которых затруднено или вовсе невозможно овладение образовательной программой.

В качестве одного из таких условий может выступать тьюторское сопровождение. Какие именно условия нужны конкретному ребёнку, определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Просто запрос родителей или их аргументы, адресованные управленческой команде школы, здесь не помогут. Но если в заключении ПМПК указаны формулировки «тьютор», «тьюторское сопровождение», то образовательная организация обязана это обеспечить. Родитель уверенно может отстаивать права своего ребёнка, в том числе на создание специальных условий.

Всегда ли ребёнку с РАС нужен тьютор? Нет. Есть дети, которым для включения в коллектив и дальнейшего обучения достаточно помощи обычных педагогов.

В практике деятельности образовательных организаций мы можем увидеть рекомендации тьюторского сопровождения на определенное время специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк). При этом ППк нужно убедительно аргументировать необходимость тьюторского сопровождения для администрации.


Принимая во внимание вариативность состояний обучающихся при расстройствах аутистического спектра, в том числе разной степени выраженности поведенческих проблем, можно говорить о различных моделях реализации профессиональной деятельности тьютора — индивидуальная помощь и поддержка со стороны тьютора, тьюторское сопровождение группы обучающихся.

На практике тьютор способен оказать поддержку при возникающих у учеников с РАС и их одноклассников трудностях. Поэтому не пренебрегайте возможностью обратиться в ПМПК, при необходимости обращайтесь к специалистам ППк образовательной организации и аргументируйте! Для родителей детей с РАС крайне важно занять позицию не «против всех», а наоборот, конструктивно обсуждать ситуации, касающиеся их детей, и при необходимости добиваться права на тьютора для своего ребёнка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вы любите Манго? я- нет. Вернее я не люблю манго,что продается в наших холодных странах. А вот когда мы в отпуске в тропической стране, то манго - это один из любимых фруктов. Но мой муж просто манговый маньяк. Стоит ему выйти одному из дома, то он ...
Иногда иностранные слова только портят нашу речь. Особенно если у них есть русский аналог. Заимствование — это процесс усвоения языком слова или выражения из другого языка. Также заимствованием называется само такое слово или выражение. Процесс принятия одним языком лексики из другого ...
Нет в мире совершенства! Это подтвердит любой пользователь Facebook. И дело не только в тормозах ленты, странной политики забанивания и кучи непонятных лайков. Как и любая другая информационная система, FB уязвим. Его могут хакнуть-крякнуть или он сам может кванкуть. И тут очень ...
Ничего не хотел высказывать за политику, думал эту тему молчанием обойти. Но язык чешется, терпеть нету   сил.   Что сейчас происходит? Понятно, что собственно на результаты выборов всем плевать. Потому что когда не плевать, - и в ГКЧП, и в ...
Говорят, что среда - это маленькая пятница, поэтому можно немножко повеселиться и посреди недели. И пока я готовлюсь вещать на разные серьезные темы - принесу-ка вот такой перепост. АПД: даже два перепоста! Мне тем более забавно, потому что мы свои кольца оба не носим. Только если куда-ниб ...