рейтинг блогов

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

топ 100 блогов lengvizdika17.09.2024 lander (англ.) - посадочный модуль
slander (fангл.) - клевета
islander (англ.) - островитянин

*


Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий 190b403cf0f341b8c3c6c1372d615cea.jpg

Сколько может быть лет прославленным гигантским статуям моаи острова Пасхи, учитывая, что еще энциклопедия Брокгауза-Ефрона ничего про них не знала? В основной статье текущего тома и в дополнительном томе 1916 года сказано о географии, политических изменениях, населении, даже о руинах старых построек, но нет ничего о замечательных, уникальных, в своем роде единственных в мире статуях. И это значит, что реальная история совсем ненамного старше энциклопедии Брокгауза-Ефрона.

Считается, что гигантские статуи моаи острова Пасхи известны три века, с первых свидетельств европейских мореплавателей, побывавших на острове. Но это очень далеко не так. В свое время реальная история этих статуй была обстоятельно выложена в посте , одном из первых о создании истории, но был огромен и не всем удобен для чтения, поэтому он разбит на четыре части, и сегодня - первая. Их, считается, 887, в реальности 886. Пикап наехал на одного моаи, и тот рассыпался в мелкие комочки. Они очень хрупкие; на малолитражном пикапчике - ни царапинки. Так или иначе, не заметить статуи невозможно, ни находясь в море близ острова, ни сойдя на него.

*
Попытался найти самое раннее фото истуканов острова Пасхи.
В вики есть только одно якобы 1880 года.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Которое бесспорно делалось в 1922 году, вместе с этим.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Первые фото гигантских статуй острова появились лишь на рубеже 19-20 веков, хотя открыт он в 18 веке. Это значит только одно: гигантские моаи сделаны незадолго до этого рубежа. В порядке создания истории Easter Island, он же остров Пасхи.

Первое упоминание о статуях было в книге немецкого автора Беренса, плававшего под командой голландского капитана Якоба Роггевена и якобы видевшего истуканов, "Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721-1722 гг", изданной в 1737 году, а еще через век и в нашедшемся дневнике самого Роггевена. Но даже маленькой аннотации хватит, чтобы понять: это даже не вброс, а просто фантазия. Простой факт опровергает "свидетельство" - на всех первофото статуи закопаны, а некоторые в таком виде и по сей день.

"Больше всего голландцев удивили огромные статуи, высотой до 30 футов и более. Их было очень много, и все они стояли на каменных платформах, островитяне воздавали этим идолам (по мнению голландцев, глиняным) всевозможные почести. Все статуи были задрапированы длинными полосами материи, и эти драпировки свешивались с плеч до самого пьедестала. На головах статуй были водружены корзины, наполненные белыми камнями..."

Никто не смог подтвердить открытия, приписанные Роггевену, и даже узнать что-либо о жизни этого мореплавателя после описания его путешествия Беренсом. Так что это "свидетельство" - просто одна из фантазий чрезвычайно популярного в 18 веке жанра путешествий и приключений.

А в таком виде открытие Роггевена представлялось современникам.

"Идолы острова Пасхи". Воспроизведение оригинальной гравюры (16,3 х 26 см, Баялус и Декарт, сделанные во время экспедиции Якова Роггевена, 1722), сохранилось в коллекции Национального Исторического музея.

Имеет ли отношение эта фантазия южных морей к реальным статуям о.Пасхи? Нет, разумеется. На острове нет ни одной сидящей на постаменте статуи.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*

Впрочем, одна статуя отдаленно похожа на фантазию Роггевена, но ее почти не показывают публике. Очень неудачная, сделанная не в стилистике остальных статуй, еще и какая-то проволока от каркаса прямо перед глазами торчит.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*
В 1770 году испанский капитан Фелипе Гонсалес де Ахедо на двух кораблях, посланных вице-королем Перу, переоткрыл остров, аннексировал его в пользу испанского короля Карла III, изучил его, описал местных жителей, составил словарик из ста слов, торжественно подписал с жителями договор об аннексии.

Есть книга 1903 года издания о путешествии испанского капитана Фелипе Гонсалеса на остров The Voyage of Captain Don Felipe Gonzalez to Easter Island. 1770-1.

Дословный перевод отсюда , со стр.181:

"Мы убедились, что то, что мы приняли за кусты пирамидальной формы, на самом деле является статуями или изображениями идолов, которым поклоняются туземцы; они сделаны из камня и имеют такую высоту и полноту, что кажутся огромными толстыми колоннами, и, как я впоследствии убедился, рассматривая их и принимая их размеры, все тело состоит из одного блока, а корона или головной убор-из другого; на верхней поверхности последнего имеется небольшая вогнутость, в которую они помещают кости своих умерших, из чего можно заключить, что они служат одновременно идолам и погребальным кострам. Но трудно понять, как они могли установить такие великолепные статуи и поддерживать их должным образом сбалансированными на таком количестве мелких камней, которые помещены в основание или постамент, поддерживающий их большой вес. Материал статуи-очень твердый камень, а потому весомый; попробовав его сам с мотыгой, он ударил по огню: доказательство его плотности. Корона сделана из другого камня, который в изобилии встречается на острове, но я не видел ничего похожего на эту фигуру: она сделана очень грубо. Единственная особенность в конфигурации лица-это грубая выемка для глаз: ноздри довольно имитированы, а рот простирается от уха до уха, о чем свидетельствует небольшая борозда или выемка в камне. Шея имеет некоторое сходство; руки и ноги отсутствуют, и она идет от шеи вниз в виде грубо скроенного туловища..."

О чем это? Пирамидальные статуи, рот от уха до уха, с корзиной костей, и камень искрит от удара железной мотыгой... Автор, без сомнений, не видел, не касался, не бил мотыгой по истуканам.

В 1772 году Фелипе составил карту острова.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

На карту нанес три совсем уж условных идола, унеся их в море и не следуя даже собственному описанию.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*
Этот рисунок сделал английский художник Уильям Ходжес, участник второй экспедиции Джеймса Кука, высадившейся на остров 12 марта 1774 года.

Нет такого места и подобных статуй, изображения сделаны из головы. Очевидны две идеи, которые стремился передать художник: очень большая древность и наличие шапок. Исследователи, объясняя отсутствие этого места и статуй, осторожно говорят, что художник делал рисунок по памяти.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Легко заметить, что множество свидетелей и описателей исполинов последующих лет просто брали за основу этот рисунок художника команды Кука и видоизменяли на свой манер.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Есть и более откровенное свидетельство, исполненное с меньшим художественным мастерством, капитана второго судна экcпедиции Кука Джона Джильберта. Хранится в Национальном Архиве Соединенного Королевства.
Map and sketches of Easter Island from J Gilbert`s log of the voyage of HMS Resolution through the Pacific from 1772-5..

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*
Жан-Франсуа Лаперуз. Путешествие по всему миру на "Буссоли" и "Астролябии". 1786 год.

"Самые большие из этих грубо изготовленных бюстов, стоящих на постаментах, которые мы обмерили, насчитывали не более шестнадцати футов шести дюймов в высоту, семь футов шесть дюймов в ширину на уровне плеч, три фута в толщину в средней части, шесть футов в ширину и пять футов в толщину у основания. Эти бюсты, говорю я, вполне могли быть творением народа, ныне населяющего этот остров, и его численность, я полагаю, и без преувеличения, может составлять две тысячи человек".

Снова фантазия.
Во-первых, моаи снова на постаментах.
Во-вторых, 16 футов 6 дюймов высоты самой крупной статуи - это 5 метров.

Имеется карандашный рисунок с натуры, выполненный 9 апреля 1786 года художником Дюше де Вансом, членом команды Ла Перу.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Это явно не про те статуи, что в натуре. Автор в глаза не видел статуи острова и не обмерял самые крупные. Которые, если кто не знает, от 10 до 11 с половиной метров.

Интересно, что на карту хорошо изученной западной части острова Лаперуз нанес даже отдельные деревья - редкость для острова. Гигантским статуям места не нашел. Открывайте полный размер и любуйтесь.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*

В апреле 1804 года капитан Ю.Ф. Лисянский стоял несколько дней возле острова на корабле "Нева", дожидаясь И.Ф. Крузенштерна на "Надежде". Сам не сходил, только осматривал остров с моря и заметил несколько статуй, а на остров отправил лейтенанта Повалишина, со слов которого дал описание статуй в книге "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах". СПб., 1812. Ч. 1.

Единственная деталь в книге говорит о том, что речь близко не идет о знаменитых моаи. Высота статуй Лисянского-Повалишина три метра, плюс метровые шапки.

"Ялик стоял столь близко от берега, что можно было явственно рассмотреть несколько жилищ и камень, из которого составлены ближние монументы или статуи. По указанию Повалишина, они высотою около 13 футов [4 м]. Четвёртую часть их составлял цилиндр, поставленный на головах статуй".

*

В 1807 году нидерландский историк Мартинус Штуарт издал описание статуй в 27, 20 и 17 футов, ссылаясь на записи немецкого просветителя, этнографа Георга Форстера, участника экспедиции Кука.
Изображение статуй скопировано с рисунка де Ванса, члена экспедиции Лаперуза, описание — с перерисовок фантазийного рисунка Ходжеса, члена экспедиции Кука.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*

Русский мореплаватель О.Е. Коцебу, знакомый с трудами Кука и Лаперуза, посетил остров в марте 1816 года и не нашел ни одной статуи, несмотря на все старания, а увидел только кучку камней и решил, что это и есть бывшие статуи. О чем честно сообщил в книге "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания северо-восточного морского прохода". СПб., 1821. Ч. 1.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*

В 1825 году подробно описал остров, рельеф, нравы жителей, с которыми не задалась торговля, капитан корабля "Блоссом", морской офицер, полярник, гидрограф, впоследствие глава морского департамента, контр-адмирал, президент Королевского географического общества Фредерик Уильям Бичи. Никаких статуй не видел, разрушились они. Убеждайтесь в книге Narrative of a voyage to the Pacific and Beering`s strait, to co-operate with the polar expeditions: performed in His Majesty`s ship Blossom, under the command of Captain F.W. Beechey in the years 1825, 26, 27, 28, описание острова с 58-й страницы.

*

В 1837 году французский путешественник, ученый-энциклопедист, океанограф, совершивший три кругосветных плавания, никогда не былший на острове Пасхи, Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль в книге Всеобщее путешествие вокруг света, содержащее извлечения из путешествий известнейших доныне мореплавателей. Часть VI дал волю фантазии, живописуя огромные древние памятники от 10 до 15 футов (3-4,5 м), крупнейшие - 20 футов (6 м). Любуйтесь.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Фантазия проиллюстрирована членом экспедиций Дюмона-Дюрвиля Сенсоном.
Как видим, иллюстратор не напрягал фантазию, использовав все тот же рисунок Ходжеса, художника команды Кука, и перенеся на него портретное описание мэтра.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*

В 1838 году французский исследователь Абель Обер дю Пети-Туар снова увидел статуи, и какие! Пирамидальные из Фелипе Гонсалеса и ни ранее, ни сейчас не виданные красные с белыми шапками. В отчете Voyage autour du monde sur la fregate "la Venus" pendant les annes 1836-1839. Tome 2 об острове, начиная с 221 страницы: "Еще мы заметили на берегу камни в форме пирамид, темного цвета, расставленные равном расстояния друг от друга; были увенчаны белым камнем в форме капители. Рядом с этими своеобразными памятниками виднелось большое количество белых камней, которые иногда казались выстроенными в пределенном порядке. Весьма вероятно, что эти пирамиды, как и эти камни, указывают на места захоронений. На западном побережье, прежде чем прибыть в залив Кука, мы заметили два или три памятника другого жанра, которые представляют собой платформы, на которых поставлены четыре красные статуи с верхушками, покрытыми белыми камнями или капителями".

*

В 1868 году прибыл английский военный корабль "Топаз", и судовой врач Дж. Л. Палмер не нашел каменных статуй. "Он оказался достаточно любознательным, - процитируем книгу Хейердала, - чтобы поинтересоваться археологией острова, а также местными обычаями и языческими изделиями, которые пасхальцы прятали от миссионеров.
В различных публикациях Палмер (1870 а, с. 111; 1870 b, с. 180; 1875, с. 287) рассказывает, что ему показали целый ряд деревянных поделок, бережно сохраняемых островитянами...
К каменным фигуркам пасхальцы явно относились иначе. Любознательный судовой врач записал, что на острове есть мелкие каменные скульптуры, но их, в отличие от деревянных поделок, ему не показали, и выменять ничего не удалось. Он узнал только, что у этих скульптур уши не удлиненные, как у каменных исполинов (Palmer, 1875, р. 287)"
.

*

В том же 1868 году епископ Таити Тепано Жоссан получил коллекцию табличек ронго-ронго и артефактов от миссионера Эжена Эйро, прибывшего на остров Пасхи в 1864 году и основавшего со священником Ипполитом Русселом со товарищи первое европейское поселение в 1866 году. В описании предметов, отправленных в управление Конгрегации, наряду с реальными есть и зарисовка статуи моаи. Но такая, что сразу видно, что авторы свидетельства с описанием в глаза не видели никаких моаи. Судьба этой статуи неизвестна, разумеется))

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

*

Это мы сейчас улыбаемся. А знаменитому путешественнику, этнографу Н.Н. Миклухо-Маклаю, мечтавшему увидеть статуи, было не до смеха. Он прибыл к острову Пасхи - Рапа-Нуи, но сойти и исследовать памятники не смог по причине лихорадки. В подготовленной к печати книге Плавание на корвете "Витязь", ноябрь 1870 - сентябрь 1871 г. Острова Рапа-Нуи, Питкаирн и Mангарева , впервые изданной по рукописи в 1872 году он с горечью пишет о пренебрежении исследователей к маленьким статуям, описывавшимся до сих пор. Не подозревая о том, какие большие, величественные исполины появятся совсем скоро.

"Очень сожалел я, и досадно мне было, находясь в виду острова, не побывать на нем, не осмотреть тех важных документов прежней жизни островитян, которые делают о. Рапа-Нуи единственным в этом роде изо всех островов Тихого океана. Мне было тем более досадно, что путешественники (Очень многие мореплаватели посетили о. Рапа-Нуи. Начиная с Роггевена, открывшего остров 24, Кук, Ла-Перуз, Коцебу 25, Крузенштерн 26, Бичи, Дю-Пти-Туар 27 и другие рассказывают о своем пребывании на этом острову, но все описания и изображения более чем недостаточны, если захочешь получить понятие об этих памятниках, а не удовольствоваться сообщением, что на о. Рапа-Нуи находятся большие каменные идолы 28. Очень вероятно даже, что, помимо колоссальных каменных фигур, на острову найдутся не такие громадные, но не менее интересные древности 29), видевшие эти [61] замечательные памятники, только смотрели на них глазами удивления или равнодушия, и ни один из них не постарался подробно и внимательно изучить эти достопримечательные образцы полинезийского искусства, которые до сих пор остаются почти столь же неизвестными, как и в 1721 г. (Ошибка в рукописи. Следует: в 1722 г), когда Роггевен первый описал их.

Последние более полные и интересные сведения были сообщены г-ном Пальмером, врачом на английском судне "Топаз", который был на Рапа-Нуи в пятидесятых годах 30, и г-ном Гана, командиром чилийского корвета "О`Гигинс", посетившим остров в прошлом году (Краткое сообщение Луиса Игнасио Ганы об этой интересной экспедиции напечатано в годовом отчете Чилийского морского министерства народному конгрессу (см. прим. на с. 59) 31). Чилийская экспедиция подтвердила в главных [63] чертах уже сообщенные г-ном Пальмером известия, что не все каменные идолы уничтожены (Бичи привез известие, что все колоссальные статуи на Рапа-Нуи разрушены, но уже бывший после него Дю-Пти-Туар опроверг это сообщение. Подтверждение рассказа Пальмера г-ном Гана оттого имеет вес, потому что некоторые писатели, как например, Г. Герланд (см.: Waitz Theodor. Anthropologie der Naturvolker. T. V. 2 Abth., fortgesetzt von G. Gerland, Leipzig, 1870. S. 225), сомневались в верности подробностей, сообщенных г. Пальмером), что еще многие стоят, другие опрокинуты, но еще целы, что главное место их выделки находится у края описанного г-ном Пальмером вулкана Утуити и что в некоторых местах можно было еще видеть, как они в прежнее время стояли, именно на высоких платформах или алтарях 32. На корвете "О`Гигинс" были привезены разные предметы, которые были отданы в Этнологический музей в Сант-Яго, где я имел случай и удовольствие их видеть. Кроме большого идола (Этот идол, 1 1/2 м вышины, был нарочно выбран как самый малый между громадными, из которых некоторые достигали, по словам Роггевена, до 12 м вышины (см.: Gerland. S. 224). На "Топазе" был отвезен в Англию один из идолов Рапа-Нуи, другой на фрегате французском "La Flore" отправлен во Францию 33) из черной лавы 34..."


*

Французский корвет "Flore" был на острове в январе 1872 года. Ни одной целой статуи опять не нашлось. Согласно рапорту адмирала Франсуа Тедора де Лапелена, "за неимением полной статуи в хорошей сохранности, которую легко можно было бы перевезти, мы должны были удовлетвориться тем, что отсекли голову от сброшенной статуи, которая лежала лицом вниз и которая была слишком тяжелой, чтобы погрузить ее целиком" (Lapelin Т. de. L`Ile de Paques (Rapa-Nui) // Revue Maritime et Coloniale. Paris, 1872. T. 35. P. 106).

Это она, 188 см. Сейчас находится в Музее на набережной Бранли (Париж).

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Поскольку Миклухо-Маклай побывал на острове Пасхи за полгода до "Flore", а очерк завершил в августе - сентябре 1871 г., он не мог знать о событиях, случившихся позднее. Остается предположить, что во время совместной стоянки "Витязя" и "Flore" в Вальпараисо (см. об этом: Кр. вест. 1871. No 78) Миклухо-Маклай узнал о планах, связанных с предстоявшим посещением о. Пасхи французским корветом и намерением переправить одну из скульптур Рапа-Нуи во Францию. Судя по рапорту Лапелена, можно допустить, что доставка статуи входила в его предварительные планы.

Рапорт подал капитан. В это время юный гардемарин, помогавший в том числе пилить голову, Луи Мари-Жюльен Вио, набросал рисунок, на основе коего впоследствии напишет акварель и использует ее в своей книге 1899 года, будучи маститым писателем в жанре путешествий и приключений. К нему мы обратимся ниже, он заслуживает того, а пока полюбуемся на рисунок безвестного гардемарина. Под ним надпись: "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра островитяне наблюдают за моим приплытием".

В котором месте похожи статуи на оригиналы, исполненные в натуре?

Чистая фантазия жанра путешествий и приключений. Хотя сходство с отпиленной головой у этих монстров есть, но эта голова - не прославленных моаи.

Реальная история моаи острова Пасхи. Часть 1. Эпоха фантазий

Продолжение следует...

Другие материалы по созданию истории

Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В фильме «Секреты Лос-Анджелеса» убийство происходит в безвкусно обставленном доме. На то, что преступление будет сложно раскрыть, намекают несколько, так сказать, свидетельниц. Назовите любую из этих свидетельниц. Картинка ниже не содержит подсказки и поставлена для того, чтобы ...
Детская площадка, утренняя прогулка. Вопль из песочницы: «Мама, этот мальчик разрушил мой туннееель, аааа, это мой туннель!». Протест из центра площадки: «Нет, я не хочу на горку! ...
Лив Тайлер вчера возле своего дома на Манхэттене. ...
Когда говорят «олимпийское спокойствие», то подразумевают абсолютную невозмутимость. Многие связывают это выражение с Олимпийскими играми, полагая, что оно описывает уверенных в себе спортсменов-олимпийцев. Но это не так — выражение не имеет никакой связи с Олимпиадой. Выражение ...
№1  Те, кого привлекает жестокость (обычно это люди слабые, безвольные), говорят: «Сталин был крутой» или «Сталин был эффективным менеджером». По поводу эффективного менеджера я всегда привожу простой пример. Предположим, вам поставили задачу ...