Реалии экономики войны от Кэна Гелбрайта: им нужны более высокие цены

топ 100 блогов diana_mihailova23.11.2019 Реалии экономики войны от Кэна Гелбрайта: им нужны более высокие цены
Galbraith, first at left, as US ambassador to India, with President John F. Kennedy, Vice-President Lyndon B. Johnson, and Prime Minister Jawaharlal Nehru of India, 1961


Джон Кеннет Гэлбрейт б
ыл одним из немногих представителей американской элиты, кто осмелился выступить с некоторой критикой вашингтонской "войны с терроризмом".

Когда Наоми Кляйн, молодая канадская звезда антиглобалистских протестов, взяла интервью у Кена Гэлбрейта, которого она называет своим героем, ей было грустно, что он, похоже, не понимает, что его взгляды снова завоевывают популярность.

Гэлбрейт впервые отправился в Вашингтон в 1934 году, чтобы летом устроиться на работу в сельскохозяйственное управление по регулированию, одно из самых радикальных правительственных ведомств.

Кен без колебаний говорил, что самым значительным вкладом в его жизнь были не книги, а его работа в качестве заместителя главы The Office of Price Administration (OPA) одного из самых интервенционистских ведомств в истории американского правительства. Были установлены максимальные цены, и только по усмотрению OPA они могли быть повышены. Цель состояла не только в том, чтобы контролировать инфляцию, но и в том, чтобы выделять ресурсы для военной промышленности, удерживая, например, цены на автомобили, с тем чтобы производители предпочли инвестировать в танки и самолеты.

"Каждый день после обеда у меня была делегация ухоженных мужчин, которые зарабатывали больше денег, чем когда-либо раньше, и приходили сказать, насколько они бедны и как им нужны более высокие цены", - вспоминал Гэлбрейт.

Начав с штата из семи человек, управление (OPA) достигло 15 000.

"В Первую мировую войну цены удвоились за два года. Во время Второй мировой войны цены были практически стабильны на протяжении всего периода", - отмечал Гэлбрейт. Сопротивление бизнеса никогда не ослабевало, и его критика постепенно оказала влияние на Рузвельта, чья поддержка OPA уменьшилась. Босс Гэлбрейта был уволен,а сам он ушел в 1943 году.

Когда война подошла к концу, Гэлбрейт [по приглашению Пола Нитце] стал директором Управления стратегических бомбардировок США, с целью проанализировать их последствия. В результате [что должно было стать в равной степени актуальным в войне во Вьетнаме] Кен и его команда пришли к выводу, что воздушные атаки "были крупным провалом, учитывая все жизни и затраты, которые были в них вложены".
[Пентагон и Нитце с этим выводом не согласились].

В 1945 году Кен был одним из первых, кто взял интервью у Альберта Шпеера, министра вооружений Гитлера, который хвастался "военным чудом Германии". Однако, Гэлбрейт пришел к выводу, что германская система была во многих отношениях менее продуктивной, чем система союзников, и что тевтонская система была крайне неэффективной. Он считал Шпеера "очень умным беглецом от истины".

Позже Кен получил работу консультанта послевоенных администраций в Германии и Японии. Это породило его шутку об американских властителях в каждой стране, генералах Люциусе Клэе и Дугласе Макартуре: "Клей не был впечатлен моим руководством в экономических делах, и Макартур, возможно, не знал об этом".

"У меня было такое чувство, что быть социалистом как-то безопаснее, чем быть коммунистом. Это спасло меня от экспертизы, которая позже пришла бы от Маккарти", - признался Гэлбрейт.

Когда Джон Кеннеди был избран президентом в 1960 году, Гэлбрейт отказался от шанса снова стать экономическим администратором, предпочтя вместо этого быть послом в Индии, которую он очень любил. Из Нью-Дели он бомбардировал президента поразительно откровенными письмами об экономической и внешней политике.

В книге "The New Industrial State" (1967) Гэлбрейт разработал концепцию "техноструктуры" для описания цепочки специалистов, включая маркетологов, социологов, промоутеров и дизайнеров, которые косвенно контролируют корпорации, создавая среду, в которой принимаются инвестиционные решения.


Гэлбрейт посетил Южный Вьетнам и настоятельно призвал Кеннеди не посылать туда американские войска. Он убеждал его принять "рациональную, немилитаристскую политику" в отношении Вьетнама и других стран третьего мира, утверждая, что коммунизм не был такой серьезной угрозой, как заявляла американская пропаганда.

Гэлбрейт признал, что сначала он слишком мягко относился к транснациональным корпорациям, но не согласился с критиками глобализации. Он утверждал, что интернационализация глобальной экономики приглушает столкновение интересов между капиталистами в национальных государствах, например, между Францией и Германией, которое привело к Первой мировой войне. Он также считал, что национальные правительства могут регулировать международное поведение корпораций, если они проявят политическую волю.

Он анализировал, как менеджеры крупных корпораций получили прямой контроль над политиками. "Администрация Буша прекрасно это демонстрирует", - говорил он. -Но как это можно исправить? Я оставлю это кому-нибудь другому. Теперь я буду доволен, что все понял".

Гэлбрейт был послом США в Индии с 1961 по 1963 год. Его отношения с президентом Кеннеди были таковы, что он регулярно обходил Госдеп и отправлял свои дипломатические телеграммы непосредственно президенту.

В Индии Гэлбрейт стал доверенным лицом премьер-министра Джавахарлала Неру и активно консультировал индийское правительство по экономическим вопросам. В 1966 году, когда он уже не был послом, он сказал Сенату США, что одной из главных причин Кашмирской войны 1965 года была американская военная помощь Пакистану.

Находясь в Индии, он помог основать один из первых отделов компьютерных наук в Индийском технологическом институте в Канпуре (штат Уттар-Прадеш).
Даже покинув свой пост, Гэлбрейт оставался другом и сторонником Индии.
По его рекомендации Жаклин Бувье Кеннеди в 1962 году совершила свои дипломатические миссии в Индии и Пакистане.

В сентябре 1972 года по приглашению Мао Цзэдуна, Кен Гэлбрейт вместе с Василием Леонтьевым и Джеймсом Тобиным совершил поездку в Китай в качестве президента Американской экономической ассоциации (AEA).
В 1973-м Гэлбрейт опубликовал отчет о поездке.

[Справка: Отец В. Леонтьева принадлежал к семье старообрядческих купцов, проживавших в Санкт-Петербурге с 1741 года. Мать - к богатой еврейской семье из Одессы.

В 1928 году Леонтьев получил официальное приглашение приехать в Китай в качестве советника министра железных дорог. Перед ним была поставлена задача расчета оптимального варианта системы путей сообщения и грузоперевозок Китая.

В годы Второй мировой войны Леонтьев работал консультантом в Управлении стратегических служб США. Под его руководством была построена матрица «затраты — выпуск» для экономики Германии. Матрица служила основой для выбора целей ВВС.

Леонтьев создал Гарвардский проект экономических исследований в 1948 году и оставался его директором до 1973 года.

Джеймс Тобин работал в Совете управляющих ФРС.
Известен своим предложением ввести налог на валютные операции, ныне известный как "налог Тобина". Это было сделано для снижения спекуляций на международных валютных рынках, которые он считал опасными и непродуктивными].

Гэлбрейт писал ,что "не было никаких серьезных сомнений в том, что Китай разрабатывает высокоэффективную экономическую систему";
"большой Шанхай ... имеет лучшее медицинское обслуживание, чем Нью-Йорк".
Гэлбрейт считал вполне вероятным, что китайское промышленное и сельскохозяйственное производство ежегодно расширялось на 10-11%.

В 1984 году он посетил СССР, написав, что советская экономика достигла "большого материального прогресса", поскольку, "в отличие от Западной индустриальной экономики, СССР" полностью использует свою рабочую силу".

Кен Гэлбрейт по просьбе своего друга Зульфикара Али Бхутто стал опекуном его дочери - Беназир Бхутто.

Сын Гэлбрейта - Питер был другом Беназир. Оказывал ей поддержку.

Работал в Иракском Курдистане. В 1992 году Гэлбрейт вывез из северного Ирака 14 тонн захваченных документов иракской секретной полиции, в которых подробно описывались зверства, совершенные режимом Саддама Хусейна против курдов.

Первый посол США в Хорватии (с 28 июня 1993 по 3 января 1998 года). Способствовал подписанию Эрдутского соглашения, которое положило конец мусульманско-хорватской войне 1993-1994 годов, предусмотрев мирную реинтеграцию удерживаемой сербами Восточной Славонии в Хорватию.
Дипломатическое вмешательство Гэлбрейта облегчило поток гуманитарной помощи в Боснию
.

Начиная с 1994 года, по указанию президента Клинтона, Питер Гэлбрейт молчаливо разрешил поставлять оружие в Боснию через Хорватию в нарушение эмбарго ООН на поставки оружия.

С января 2000 года по август 2001 года Гэлбрейт был директором по политическим, конституционным и избирательным вопросам временной администрации ООН в Восточном Тиморе. Работал в первом переходном правительстве Восточного Тимора.

С 2003 по 2005 год вновь работал с иракскими курдами. Стал "самым умным и самым разрушительным" критиком политики президента Джорджа Буша-младшего в Ираке. Отмечал, что ставка на недемократических иракцев, которые являются союзниками Ирана, является ошибкой.

Особенность в том, что эту повестку Бушу-младшему навязали вице-президент Ричард Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд («звёздные протеже» Эндрю Маршалла).

Гэлбрейт был близким союзником Ричарда Холбрука, спецпредставителя США в Афганистане, специалиста по Китаю и Балканам.
Был вынужден покинуть Афганистан в сентябре 2009 года перед вторым туром выборов президента. Настаивал на смещении Хамида Карзая, но поддержка последнего оказалась мощнее.
Более того, окружение Карзая назвало Гэлбрейта «личным врагом» афганского президента и внесло в «чёрные списки».

Брат Питера - Дж. Алан Гэлбрейт - был партнером в юридической фирме Williams & Connolly в Вашингтоне.

В этой фирме работал Майкл Помпео.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иду на последнюю битву Экстра-сенсоров Джуна  благословила и сказала -Стас кто тебя ругает и делает зло будет проклят! И у того и всей семьи - рак будет однозначно! Тьфу! Тьфу! Тьфу! Живите недруги! Репортаж с битвы -обязательно ждите ...
Интересно как антиковидные настроения смешиваются с антиправительственными и какой замысловатый коктейль из этого получается... Никая навальнятина, белоленточничество и пр. замысловатый либерализм не преуспел в этом деле так как QR-код. Причём это по всему миру так, это не наша ...
Есть такие особенные люди, которые в каждой жопе затычка считают себя особенными. Право имеющими. В народе их называют по разному. Иногда их называют либералами, хотя далеко не все сторонники либеральных взглядов на общество таковы. Даже либертарианцы, случается, не бывают такими... ...
Одна из российских партий готовит законопроект "О полном запрете на изготовление, продажу и распространение японских анимационных фильмов и комиксов (аниме и манга) на территории Российской Федерации" , запрещающий аниме во всех регионах ...
ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ. РЕЦЕПТЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ. — При болях в коленях:  взбейте желток с 1-й ч. л. скипидара и 1-й ст. л. яблочного уксуса. Втирайте в коленки и обматывайте шерстяным платком. — При сильных болях в ...