Развитие, реформирование, переустройство – показатель жизни...
kalakazo — 26.04.2023 abbatus_mozdok:"О МОИХ ЛИТУРГИЧЕСКИХ РЕФОРМАХ
При фразе «литургическая реформа» у маргиналов начинается истерика, они начинают «источать» избитые лозунги про «неприкосновенность древних святынь» и «святость традиции» и прочее бла-бла-бла, далекое от исторической реальности.
Между тем все, что мы имеем сегодня – не свалилось с неба на голову, а само является результатом очень многих (!) литургических реформ.
Развитие, реформирование, переустройство – показатель жизни. Неподвижен только труп. Ничто из того, что кажется «древним» сегодня, не было таковым в тот момент, когда его внедряли в церковную жизнь. И причины внедрения чаще всего были не богословские, а вполне исторические. Так, к примеру, та же «теплота» появилась как «зимняя добавка» к Евхаристии в тех регионах, где вино в чаше замерзало. Если бы сегодня кто-то придумал нечто такое, у ретроградов произошла бы жуткая истерика: «Как некто посмел в священное таинство, апостолами нам заповеданное, вносить эти неапостольские обряды, да еще и не с богословским основанием, а исключительно из-за практических нужд? Всё, таинство недействительно», сказали бы глупцы с сектантским мышлением. И видимо такие протесты были. Ведь пришлось же отцам придумывать «богословское» обоснование – сначала это «кипение веры святых», соединенное с кровью Господа, а точнее – в крови Господа себя черпающее. Затем придумали «христологический» смысл: «надо показать, что кровь Христа в Евхаристии есть кровь живая – а кровь живого человека всегда теплая». И так практический обряд со временем превратился в неотъемлемый элемент византийского евхаристического чина.
Реформы всегда были и всегда будут осуществляться в Церкви. А если реакция будет тормозить этот процесс, то реформы уйдут в подполье и будут осуществляться непрофессионально, кустарно, бездарно и с эстетической, и с символической сторон. Необходимость реформ – это не чьи-то выдумки или чья-то «чесотка». Это такая же насущная потребность, как и периодический ремонт церковных зданий, починка церковных облачений и т.д. Нежелание видеть необходимость реформ чревато еще и тем, что «вдруг» могут всплыть откровенно либеральные проекты церковных реформ – под соусом перевода богослужения могут подать нам не только венчание мужа и жены, но и «венчание» гомосексуалов и т.д. Не говоря уже о приторно-тошнотном стиле многих «переводов» (достаточно указать на переводы иерея Георгия Кочеткова и епископа Ионафана Елецких, которые годятся только для исполнения их в таверне).
Всякий, кто имел дело с моими переводами и реформами, наверное, уже убедился в глубоко традиционном характере оных. Я опираюсь исключительно на общее предание Апостольской Церкви (единой онтологически в своих 4-х ветвях: халкедониты – латиняне – несториане – миафизиты). Я не допускаю «слащаво-фамильярных» оборотов (как у Кочеткова, который все время «рабов» повсюду заменяет на «чад / деточек Божьих» и т.д.). И, очищая от наносной эстетической пыли византийских времен, от ненужных повторений, я ставлю единственную цель: Раскрыть глубину евхаристического канона Святой Церкви (используя при этом древние формуляры не только Златоуста и Василия Великого в его двух основных редакциях, но и древние формуляры – Апостольских Постановлений, Сарапиона Тмуитского, Аддая и Мари, Нестория и Фёдора Мопсуэстийского и др.). Все они – свидетельство красоты и глубины, многообразия Единого Предания апостольских Церквей. И если мы не сможем наше богослужение сделать красивым, понятным и актуальным сегодня, то завтра мы его потеряем. А на смену придут «религиозные фаст-фуды», в виде «Евхаристии как чаепития». Только Дух Божий, вдохновлявших древние Традиции, вдохновляет и меня делать все то, что я делаю для Церкви Христовой сегодня.
Только подлинная (а не бутафорная!) церковная реформа вглубь и вширь Традиции позволит нам защитить Предание от опошления в виде light-versions «Христианства»."
отсюда