Разумный консерватизм по принципу "не навреди" недостаточен
russkiy_malchik — 22.10.2021Впервые за долгие годы, почти десять лет, Владимир Путин вновь (и опять на «Валдае») заговорил о ценностях русской цивилизации и фактически дал примерное название российской идеологии — разумный/здоровый/умеренный консерватизм оптимистов.
Прозвучало даже общее описание этой идеологии:
«Консервативный подход не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий».
Сам факт этого очень отрадный — видимо, последние события, всё-таки натолкнули на то, что противостоять в гибридной войне невозможно без идеологии и образа будущего, навести порядок в массовом сознании невозможно без хоть без какого-то формулирования государственных установок.
Но в то же время ничего принципиально нового президент не сказал. Владимир Путин на самом деле повторил то, что произносил ранее и в частности на том же Валдае в 2013-м году. Причём тогда его речь была смелее и глубже, я рекомендую её перечитать. К примеру:
«Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства».
В той же речи Путин фактически призвал все идеологические силы, от либералов до традиционалистов, обсудить и выработать национальную идеологию — не конфликтуя, а творчески подходя к нашему историческому опыту. В 2014 году попытка возрождения русского сознания вылилась в Русскую весну. Однако затем её сознательно заморозили, а об идеологии перестали вспоминать на высшем уровне, удовлеторившись патриотизмом.
Прошло 8 лет — и вот Путин возвращается к тезису о традиционных ценностях и консерватизме как способе их сохранения. Но опять же это слишком общо для построения полноценной системы ценностей и для образа будущего России.
Здоровый консерватизм оптимистов — звучит примерно как за всё хорошее против всего плохого. А что хорошее, что плохое? — вот в чём ключевой вопрос.
Опора на традицию — это хорошо, но на какую именно? Этих традиций немало, их надо назвать, осмыслить, разъяснить и внедрить в практику.
Приумножение населения — да, но какого населения? с каким уровнем нравственного здоровья и ценностной ориентации?
Если не модель капитализма, которая исчерпала себя, то что вместо неё? Советский опыт совсем не осмыслен, а сведён только к социальным лифтам (что важно, конечно, но не самое главное в нём).
Неприятие «культуры отмена», навязывание этических извращений — но в чём заключается активный призыв нашей традиционной этики?
На самом деле, ответы на многие из этих вопросов уже даны.Более того, в новой Стратегии национальной безопасности перечислены наши ключевые ценности. Остаётся только их реализовать! Эти ответы также озвучены в трудах традиционалистов-консерваторов — Щипкова, Дугина, Катасонова, Величко, в Конституции Сулакшина и ряда других работ.
Но все они подразумевают решительные изменения в целеполагании, а значит кардинальной переделки российского государства, которое по-прежнему функционирует по модели того самого капитализма неолиберального извода.
Однако Владимир Путин не хочет ничего кардинального и решительного, наоборот — он подчёркивает необходимость придерживаться «врачебного принципа «не навреди». По сути, это и есть главное содержание разумного консерватизма. Всё, что выходит за пределы некоей нормы на сегодняшний момент, воспринимается как экстремизм.
В некотором смысле такая осторожность оправданна. В эпоху глобальной суматохи, когда западные глобалисты агрессивно навязывают постмодернистские антиценности, любое резкое движение вызывает опасения. Но в то же время оборонительная оппозиция недостаточна: мы можем сколько угодно талдычить фразу «наши ценности», но если они до конца нами самими не осознаны, не вложены в реальные механизмы управления, то ценности останутся просто пожеланиями. Если мы, сказав «А», не произнесём дальше слово, то за нас это сделают и уже делают наши «партнёры».
Валдайская речь-2021 — робкое возвращение к теме Валдайской речи-2013. Здоровый консерватизм — некое «вспоминание» того, что было нащупано перед Русской весной. Но без активного развития этой мысли, без открытой работы по формированию идеологии как системы ценности русского общества в построении нравственного государства, польза от такого консерватизма будет минимальной.
РМ