Разрушение мечт
a_dedushkin — 11.11.2015 Я очень люблю статьи Галины Иванкиной! Можно соглашаться с ними, можно не соглашаться, но они хорошие! Нравятся они мне!Сперва читаем статью, потом, там внизу, я пару слов скажу.
...В мелодраме «Зимняя вишня» нам тоже показали серую безнадёгу ленинградского бытия – тусклые сумерки, обессмысленные метания, рыхлые любовники, безрадостные перспективы. Из музыки – только Алла Борисовна. Зато! В ореоле фирменно-позолоченного сияния возникает «настоящий мужчина» - прибалт Герберт, к тому же работающий за границей. Рассудительность, такт, беспорочная предприимчивость и – буржуазный шарм. Давали понять – всё хорошее водится, движется и обитает исключительно там - в забугорном пространстве. Вспомните, как преобразилась Оля, когда она стала встречаться с Гербертом! Из усталой, отчаявшейся тётки она превратилась в стильную фасонистую леди образца ‘yuppie’. Вот что Заграница животворящая делает!
Оригинал взят у zina_korzina в Ностальгия по разрушителям - II
- Не так давно я разбирала фильм про секретаршу Верочку с её
сапогами, а сегодня - другие хиты эпохи Застоя и ранней
Перестройки. Киношедевры, которые...помогали разваливать систему
социализма. В ЖЖ, как всегда, фрагменты. Остальное - НА САЙТЕ ГАЗЕТЫ
'ЗАВТРА'.
Двигаемся дальше! Неказистая, но такая душевная вековуха Клюева из комедии про «Самую обаятельную…» бежит отовариваться к всемогущему фарцовщику – его квартира забита аудиотехникой и ярким барахлом, а на экране видео – Аманда Лир, как символ элитарной фортуны. Как там говорили в эпоху моей юности? «Упакованный в фирму», - со странным ударением на последнем слоге. «Бери Кардена – не ошибёшься!» - советует подруга. Лёгкий налёт цинизма, ибо восторженны только идиоты. Потребительство, как стиль существования. Фирма, как идея. Девочки, потерпите – скоро грянет Перестройка и в вашей кооперативно-распродажной житухе появится целый вагон Кардена – поддельного и с криво пристроченными лейблами, зато много и сразу. Помимо итальянского певца Джанни Моранди (тема этого концерта широко представлена в картине!) сюда хлынут толпы и сонмища западных суперстар-s. Подождите, милые! Вы под старость лет ещё и Мадонну Чикконе увидите – такую же морщинистую, как и вы… Главное – двигаться вперёд, к ясной цели. А цель – близка.
А вот ещё одна незначительная (вроде бы) деталь. В очень хорошем, добром и талантливом кинофильме... Вера Силкова - героиня лирической комедии «Влюблён по собственному желанию» заходит в промтоварный магазин. И …ничего не покупает. «Здесь же ничего нет», - сообщает какая-то «эпизодическая» девушка и растерявшаяся Вера тут же становится жертвой мошенницы. Наблюдавшая за этой сценой, тётка-фарцовщица подсовывает непутёвой библиотекарше кусок ткани вместо розовой кофточки. Таким образом, получалось-выруливало нечто совсем уже дикое: с одной стороны, советская промышленность не могла предоставить гражданам вожделенные 150 видов колбасы и ещё какие-нибудь зелёно-малиновые колготки, но с другой – советский же кинематограф тщательно культивировал преклонение перед западными вещами и «мажорскими» лейблами.
Проходная, но запоминающаяся мелочь из великолепного «Мимино» - тема игрушечного крокодила, которого не-воз-мож-но купить в СССР. Потому что в советских магазинах продаются только оранжевые рептилии, а нужно бы - зелёного. И, разумеется, Валико находит такого – правильного! – аллигатора именно за границей. Что же это за страна, где крокодилы – оранжевые, а кофточки – одинаковые? Больше того, наше позднесоветское кино постоянно проводило в мир непререкаемый тезис: «Иностранцы – это сверхлюди». Обыгрывалась и повторялась коллизия: героев фильма куда-нибудь не пускали только потому, что в ресторан, в гостиницу, …в любое иное место должны вот-вот притопать зарубежные гости. Нам постоянно доказывалось – мы тут вторым сортом. Вывод? Надо стать иностранцем! Любым, каким угодно, только туда и отсюда. Итогом стала перестроечная «Интердевочка» - авторы искренне оправдывали Таньку Зайцеву – она же не от половой распущенности вышла на панель. Ей надоело быть маловыразительной дочкой добропорядочной учительши. Хочется шубку, сапожки, джинсики. И – шведа в койке....
- Остальное, как уже указывалось - НА САЙТЕ ГАЗЕТЫ
'ЗАВТРА'.
А теперь я:
По ссылке на газету есть комментарий:
Иван Фёдоров пишет: "...Моральное разложение масс началось с 20 съезда КПСС, когда у народа отняли и Великую мечту, и веру. и смысл, материализовав их в килограммы мяса, масла и литры молока. Вот отсюда и пошёл тот самый *вещизм*".
Оно всё так, конечно. 20 съезд...
Но и без съезда. Нельзя нескольким поколениям рассказывать о светлых идеях, но не давать им ничего, кроме этих идей. Ну, не может полвека Павка Корчагин в надрыве студить ноги на станции Боярка. Вот, хоть усрись, но не может!
И, да, к началу 1980-х годов возникла суровая необходимость в джинсах, батниках и прочих кроссовках. Вещизм? Да, наверное, вещизм. Но этого советским гражданам дано не было. Не было этого дано! Только с рук у спекулянтов.
И в результате джинсы и батники победили советскую власть и Павку Корчагина. А по другому и быть не могло.
У меня мама с детства своего пионерского обожала "Как закалялась сталь". И она мне потом рассказывала, что ждала в трепете душевном, когда же я эту книгу прочитаю. Я прочитал. Лет мне было 12-14 тогда.
И на вопрос: "Ну! И как тебе?!" Я - дитя 1970-х годов - ответил: "Ну, как... сам не жил и другим не давал..."... И она сперва очень расстроилась. А потом подумала: "А сын-то и прав"...
Вот как-то так...
Я к чему всё это. Нельзя полвека студить ноги на станции Боярка...
P.S. Из текста моего комментария понятно, что пионерское детство моё прошло в 1970-е годы. Поэтому, если вдруг кто решит написать, что ничего я не знаю и не помню... не обижайтесь, если я вас забаню. Приемлю только конструктивные возражения!
|
</> |