Разновозрастный брак - вкусная реальность? Часть 2

Здесь, в вихре чувств, мы можем сделать два разнонаправленных шага в безумие любви.
Один шаг – позволить своим чувствам взять верх, закрыть глаза, а самому спуститься на уровень безответственности – куда кривая вывезет, пусть день, но мой, а там хоть потоп! Это похоже на то, как если бы человек во время шторма, оказавшись в бушующем океане, прекратил попытки оставаться на плаву, а отдался на волю волн. К сожалению, обычно тем потопом смывается все, и от былой любви остаются обломки, как после кораблекрушения.
Другой шаг – разрешить себе отказаться от ума, стать безумным, подняться над рассудком, позволить себе отдаться всей красоте и силе водоворота любви, но с открытыми глазами, полной ответственностью за то, что будет с собой и с близким человеком после того, как страсти утихнут. В этом безумии можно достойно пройти все штормы, выдержать все порывы стихии, и зацепиться за что-то, что сможет вынести обоих в тихую гавань совместной жизни.
Что делает любовь зрелой? Уверена, что это ответственность, принятие партнера как равного себе и безусловное доверие друг другу.
Жизнь так устроена, что обязательно показывает нам то, что кажется невозможным, чудесным и недостижимым, под видом совершенно обыденных ситуаций, мимо которых мы проходим каждый день, не отмечая в них ничего экстраординарного. Если бы мы умели всегда оставаться внимательными и замечать, никому из нас не понадобились бы никакие теории, концепции, схемы для того, чтобы находить оптимальные решения – ведь ответы на все вопросы полнокровно присутствуют рядом.
Когда я начинала размышлять о теме разновозрастного брака, в поле зрения чаще попадали примеры преимущественно те, где муж старше жены, и взаимоотношения носят в большей или меньшей степени либо временный, незрелый характер симпатии, влюбленности, увлеченности, либо уже сложившийся невротический: зависимость, слияние, самопожертвование. Впрочем, такие семьи имеют полное право на существование, и в них нет ничего плохого, если они удовлетворяют обе стороны, и в них нет страдающей третьей стороны – ребенка. Мы все знаем примеры семей, где садомазохистские отношения продолжаются на протяжении всей совместной жизни, они вполне стабильны, и если дело не доходит до тяжелого физического насилия – люди ничего менять не хотят, обоим достаточно того, что один может продолжать жаловаться на свою жизнь, а другой – хвастаться ею.
Развивающая и развивающаяся семья – совсем другой тип, он рождается только тогда, когда нужен обоим супругам – в противном случае союз будет носить характер насилия с одной стороны, и подчинения или сопротивления – с другой. О том, как старшая женщина умеет ненавязчиво, без насилия и истерик строить равные и достойные отношения с младшим супругом, я уже писала в одной из своих предыдущих статей. Следующий случай из жизни о том, что равный брак со старшим мужем также вполне реален.
На протяжении многих лет я была знакома с Ним – обычным мастеровым парнем, токарем из цеха неподалеку. Он был женат, имел двоих сыновей и не очень-то ладил с тещей, которую за глаза называл «бабуином» – может, потому что та была крупной телом бабой, а может, из-за ее крутого нрава и постоянного вмешательства в их семейные дела. Обычный брак, обычная семья, работа-дом, все как у всех и по-честному. Парень он был рукастый, поэтому много что сделал для дома сам, да и подрабатывал немного на бытовых заказах.
И все-таки у Него было место, где он был «у себя дома» – это тайга. Несмотря ни на какие обстоятельства, по крайней мере раз в год, а то и два-три, брал короткий отпуск и с друзьями уходил на недельку поскитаться – или за грибами-ягодами-орехами, или на сплав по крутым сибирским рекам, или в горы. В красоте и простоте вольной природы он чувствовал себя сильным, способным практически на все – настоящим мужчиной. Жена его увлечений не разделяла, вместе с ним никогда в походы не ходила, но и не очень противилась его вылазкам, особенно если в дом он возвращался не с пустыми руками. В одну из таких вылазок он познакомился с Ней.
Она была на 12 лет младше – одинокая серьезная женщина, кандидат биологических наук, которой тоже не сиделось в городе. Конечно, мужчины были в Ее жизни и до него, но до замужества не доходило, жизнь была подчинена цели – работе, защите диссертации. А потом, как это бывает, оказалось, что ровесники уже женаты, да и круг общения ограничен работой в практически женском коллективе. К тому времени Ему перевалило за сорок, дети подросли, выяснилось, что с женой они совсем отдалились друг от друга, теща становилась все невыносимей…
Как меж них произошло то, что произошло – не знаю. И произошло не совсем то, что частенько случается с людьми на «свободе» – на курорте, вечеринке или где-то еще, где супружеская совесть на время закрывает глаза на происходящее ради того, чтобы снять напряжение обыденности. Произошло совсем не то. Событие, которое далеко не ко всем нам приходит в виде бесценного дара – любовь.
До сих пор я восхищаюсь их смелостью в тот момент, когда они решили оставаться вместе открыто и навсегда, и верности сделанному выбору. Это было очень тяжело и физически, и психологически. Все работало против их союза: возраст, происхождение – они были из совершенно разных социальных миров, уровень образования, неодобрение окружающих, отсутствие материальной базы у обоих. И все-таки они остаются вместе до настоящего времени.
Он ушел из прежней семьи в чем был – квартиру оставил жене и детям. Взял маленький бесперспективный дачный участок в черте города – говорили, что не сегодня-завтра эти участки пойдут под высокоэтажную застройку, строительство дачных домиков там было запрещено. Он, несмотря на запреты, на свой страх и риск, своим руками из вторичных стройматериалов построил пусть небольшой, но дом для новой семьи – ведь у них один за одним родились двое детей, – в котором они сейчас и живут. О том, как им было трудно, можно говорить, но все равно не рассказать. Что они пережили, когда с двумя малышами на руках Он остался один – Она тяжело заболела и на несколько месяцев попала в больницу. Сейчас это вспоминается как нечто, чего не может быть, с чем человек не в силах справиться. Но ведь они справились!
Он не стал образованнее, «круче», по прежнему обычный работяга, который трудится почти круглые сутки – на работе для денег, и дома – ради любимой семьи. Она о своем выборе не пожалела ни разу. Сейчас снова вышла на работу, ведь дети уже школьники. Когда я смотрю на них, первое, что бросается в глаза – их безграничное доверие и поддержка друг друга. Уверенность, что вместе они могут почти все, и с поставленными задачами уж точно справятся, наверняка. И счастье, которое светится в их глазах, когда они смотрят друг на друга. Вот такой пример из жизни.
Сейчас многие скажут – ну, это все слишком трудно, это мне не подходит. Я счастье хочу сразу, прямо сейчас. Счастье должно быть легким! Дайте мне рецепт!
У меня такого нет.
Уверена, главное заблуждение и основная помеха в наших действиях в том, что мы путаем счастье с легкостью. Или с отсутствием трудностей. Трудности могут быть очень разными, совсем необязательно вот такими бытовыми и совершенно очевидными. Даже если трудности лежат в менее осязаемой, но не менее материальной области психологических отношений – они не перестают быть реальными трудностями, без преодоления которых результат недостижим. Да, на результат придется поработать – в области отношений это такая же работа, требующая времени, терпения и вложения самого себя. И если мы выбираем делать – и делаем, то счастье неизбежно, то самое, единственно возможное счастье самовыражения. И даже если не все сразу получается, и даже пока совсем не получается, то сам путь, движение в своем направлении – уже счастье.
А разве вы знаете другое счастье?