Разные школы
fritzmorgen — 02.03.2011В начале декабря Тина Канделаки пригласила меня на круглый стол Общественной Палаты, обсудить реформу школ (ссылка).
На круглом столе солидные чиновники обоего пола выступали с умными речами относительно правильной обработки школьников. Однако, что очень характерно, ни одного живого школьника там не было. Тина, которая попыталась посмотреть на образование с точки зрения детей и подростков, оказалась в подавляющем меньшинстве.
Вместе с тем лично мне сейчас уже совершенно очевидно, что существующая школа уже не устраивает ни детей, ни даже их родителей. Процитирую характерную зарисовку из жизни современной школы (источник):
«Только я сподобилась что-то хорошее написать о школе, как меня туда вызывают по поводу "мой сын бегает на переменах и крутится на уроках английского и истории".
Много о себе узнала.
Во-первых, меня позвали сидеть с педсоветом на диване. Чтобы мой сын стоял и мы бы все его ругали. Типа так лучше будет. Я не согласилась. Осталась стоять с сыном.
Потом ему сказали, что раз он такой активный, что же спортом не занимается. Но выяснили, что он занимается тремя видами спорта. Еще раз удивились — откуда у человека столько энергии. Конечно же, объяснили, что по школе надо ходить тихо и осторожно. А на уроках сидеть, не вертеться, не разговаривать и слушать учителя. Я еще даже молчала. Потому что не хотела затягивать. Но, когда они начали нести чушь про то, что не нормально — бегать и играть на переменах, а кто так делает — с ним не все в порядке с головой и надо его "в поликлинику на опыты" я подумала, что кратко говорить с ними не получится».
Обратите внимание: СССР благополучно умер два десятилетия назад. А советский подход — «хороший мальчик не должен бегать» — до сих пор идёт во все поля. Люди, которые профессионально занимаются образованием наших детей, не знают о реальных детях ни-че-го.
Так вот. К чему я веду.
Насмотревшись на одухотворённые лица чиновников от педагогики, Тина решила действовать самостоятельно. Для этой цели она навестила Казань и… устроила исследовательское мероприятие, в ходе которого школьники попытались спроектировать школу своей мечты. Цитирую (отсюда):
«Как бы кто ни относился к предстоящей реформе образования, очевидно, что без новых решений не обойтись. Скандал, который разразился в обществе из-за изменения стандартов обучения, четко показывает: никакие новшества в образовании невозможны без эффективного диалога. И главное звено в этой цепочке – не чиновники и даже не учителя, а дети.
Современные школьники уже не хотят, чтобы все решали за них. Они имеют свой взгляд и на реформу образования, и на новые стандарты. Более того, часто они могут предложить нестандартные и, что важно, очень эффективные решения. Именно поэтому кульминационным моментом моей поездки в Казань стало посещение лицея им. Лобачевского.
Я предложила татарским школьникам принять участие в эксперименте. Вместе с моими коллегами мы придумали образовательную игру в формате workshop».
Тина разделила присутствующих на восемь команд. В каждую команду, кроме педагогов/чиновников/журналистов и блоггеров вошли и школьники. Тина выдала каждой команде по условным 40 тысячам рублей и попросила в течение двух часов разработать модель идеальной школы.
Каждый школьный предмет стоил каких-то денег, кроме того, можно было покупать компьютеры, Wi-Fi и прочее нужное для учёбы барахло, типа интерактивных досок в кабинеты.
Разумеется, присутствовавшие в командах взрослые не дали детям уйти слишком далеко от традиционной школы. Да и сами дети, скорее всего, задумались об устройстве реальной школы первый раз: а тому, кто не знает о других методиках обучения, классно-урочная система обычно видится единственно возможной. Кажется, будто стоит понатыкать в классах мониторов и закупить новые тренажёры в физкультурный зал — и всё как по волшебству изменится. Цитирую (ссылка):
«По мнению казанских школьников, неотъемлемой частью обучения должны стать современные технологии: электронные ридеры, интерактивные доски, обязательный Wi-Fi. В старших классах нужно углубленное изучение информатики. Уже в начальной школе надо начинать изучение иностранных языков».
Лично я продолжаю считать, что техника и финансы — вопрос десятый, равно как и конкретная сетка предметов. Но! Весомым результатом устроенной Тиной игры стала запущенная в наши СМИ мысль — школа имеет право быть разной.
Если Тине удастся расшатать общественное мнение, у меня будет шанс увидеть осуществление моей мечты: законодательство, которое будет позволять школам учить детей так, как каждая конкретная школа считает нужным. Например, как в пропагандируемой мной Кибершколе (ссылка).