Разные пути
novayagazeta — 20.01.2016
210 миллионов рублей за километр дороги — такова цена контракта
на реконструкцию участка трассы Р-21 «Кола», связывающего
Мурманскую область с Норвегией.

Деньги федеральные, проект амбициозный, реализуется согласно межгосударственному соглашению: в Норвегии и России одновременно обновляют автоподъезды к госгранице. Работы должны идти синхронно, и к 2018 году никаких препятствий для транзита в виде ям и ухабов не должно остаться и в помине. Прямая и комфортная дорога даст толчок экономическому развитию приграничья.
С норвежской стороны работы действительно не стихают днем и ночью. Второй год туристы наблюдают миниатюрные экскаваторы, копошащиеся на обочинах. Особых неудобств это не доставляет: асфальт хоть и снят, но грунтовку постоянно ровняют. Половина из 10 норвежских километров уже готова.
По замыслу, со стороны российского Никеля должно было наблюдаться то же самое. Но езда здесь уже почти год — сущая пытка. Редкие участки старого асфальта перемежаются гравийкой в колдобинах и ямах. Техники на раскопанной дороге не видно с октября. Начиная работы, представители подрядчика — карельской компании «Технострой» и заказчика работ ФКУ Упрдор «Кола» анонсировали в ближайшем будущем удвоение потока автомобилей и скоростной режим до 100 км/ч. Но пока больше 20 км/ч подвеска не выдержит, и 16 километров от границы одолеваешь минут за сорок.
На вопрос, куда делись дорожники, Сергей Марков, замначальника ФКУ Упрдор «Кола», отвечает бесхитростно: дескать, ушли на другой объект. И ничего катастрофического тут нет, ведь по контракту завершение работ запланировано аж на 2018 год.
Если в скорости строительства мы явно уступаем, то в цене вопроса с Норвегией, занимающей второе место в списке самых дорогих стран Европы, почти сравнялись. Цена российского контракта — 3,5 миллиарда рублей. За эти деньги уложат асфальт, расширив полотно до 8 метров, и реконструируют мост. Соседям же трасса, которую планируют сделать основой транспортного хаба в Киркенесе, обойдется, по словам представителя Норвежского управления дорожного хозяйства Бьёрг-Аниты Йоки, в 700 миллионов крон, или примерно в 5,6 миллиарда рублей. Однако в эту сумму входит не только полная реконструкция дорожного полотна с оборудованием пешеходных и велодорожек, но и, главное, строительство с нуля тоннеля длиной 690 метров и моста. Если же отбросить их, то, пожалуй, суммы сравняются. А возможно, российские дорожники даже переплюнут норвежских в стоимости работ, по сути, на одной и той же трассе. Сергей Марков невозмутим: по его словам, наши «спрямляют отдельные участки дороги». Да и грунт сложный. Потому и дорого выходит.
Впрочем, то, сколько денег закатают в асфальт, жителей Никеля беспокоит уже не так сильно. Больше волнует вопрос, когда же этот асфальт появится. Ведь другой амбициозный проект — строительство 65-километровой железной дороги между Никелем и Киркенесом, анонсированное в 2009 году федеральными Минтрансом и Росморречфлотом, — вовсе не осуществился, и единственный путь в Норвегию по-прежнему лежит через ямы и ухабы перекопанной трассы Р-21.
Татьяна Брицкая
собственный корреспондент в Заполярье
Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ / ТАСС
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Психопаты: рождение диагноза, часть десятая
Просто шапка
Облизывается на нас из угла котик от nyancororin
Не слишком ли много кофе?
Жуткая история крушения крейсера «Индианаполис»
Происшествие в ГСВГ, 1980-е годы
«Если бы звезды Голливуда жили в России 90-х» (проект Павла Мелешкина). Часть 2
Фотосессия Dove Cameron (W Magazine, январь 2026)

