Размышлизм о Гай Германике и "Школе"

Если меня что цепляет или заинтересовывает, я норовлю "влезть по уши" в концентрированном виде. Месяцами не читать ничего кроме, например, военных мемуаров, латиноамериканской литературы или наших писателей-"деревенщиков", смотреть фильмы с одним актёром или одного режиссёра и т.д. После этого делаю для себя некий вывод - ошибочный или нет, но, во всяком случае, внутренне аргументированный, ибо он основывается не на 1-2 доводах-аргументах. А с возрастом всё активнее помогают аналогии с чем-то виденным-слышанным ранее.
Ежели бы не внезапный для меня шум в Госдуме запретить или не запретить сериал "Школа" по 1-му каналу и периодические всплески обсуждений в моей блогосфере, прошёл бы мимо.
Но тут заинтересовался, за последние два дня скачал-посмотрел 3 фильма Валерии Гай Германики ("Девчонки", "Все умрут, а я останусь", 5 серий "Школы") и прочитал 4 интервью с ней самой.
Увы, уже не удивляет, что всё чаще у меня мнение оказывается третьим: не понимаю ни порывов к запретительству, ни восторгов.
О сериале.
Если коротко, то "ну и что"?
В кино было много отечественных школ: школа времён "Первоклассницы" и "Васька Трубачёва и его товарищей". Школа времён "Друг мой, Колька" и "А если это любовь?". Школа "Доживём до понедельника" и "Дневника директора школы". Школа "Розыгрыша" и "Ключа без права передачи". Школа "Чучела" и "Соблазна"... Да мало ли!
Все - как из разных стран. Причём ни в одной из них я не учился, но запросто верил и поверю в их существование. Как были, есть и будут совсем разные ученики и учителя, совсем разные школы. И каждый фильм - своя правда, при этом ничуть не всеобъемлющая.
У меня, например, были СВОИ одноклассники и СВОИ школьные учителя. И если кто-то на кого-то был похож, то общая картина - всё одно была совсем иная, чем в самом впечатляющем фильме про школу тех лет.
Так и "Школа" - запросто верю, что такие школы есть! И они не единичны. И что? Вон параллельно идёт менее распиаренный сериал про другую школу - "Барвиха" (тож посмотрел пару серий, там классы намешаны как из детей почти-элиты, так и их прислуги и местных). Есть что-то общее, но школы, ученики и учителя одного возраста в сериалах опять-таки разные!
Очень сомневаюсь, что в райцентрах Липецкой, Мурманской или Смоленской области видят в "Школе" свою. Равно как и в Кургане, Хабаровске и Иркутске - "барвихинскую". Да и в тех же Москве-Питере полно школ и похуже, и куда лучше. Так что, минимум, тезис о том, что фильм "порочит нашу школу" для меня уже неприемлем. Не порочит. Увы, мерзость, скука, ограниченные школьники и бездарные учителя - это всё есть.
Запрещать. А смысл? Рвались,помнится, запрещать куда более талантливое и жестокое "Чучело". Запретили бы, и что - "чучельные" нравы испарились бы? Запрети "Школу" - исчезнет подростковый секс, пивко у школы и неуважение к учителям? Или младшеклассники не в курсе жизни старшекласников и наше уродливое ТВ не смотрят?
А что, после "Доживём до понедельника" у нас десятки тысяч учителей стали походить на учителя Мельникова, а миллионы школьников - на школьника Шестопала? А почему не расплодились положительные (и вполне жизненные!) герои других хороших и талантливых фильмов про школу?
И - встречное - после "Работы над ошибками" разве пошёл вал соблазнений учителей ученицами, а после "Чучела" - вал чмырения одноклассников?
Откуда эта периодическая вера в такую мощь искусства?
Хотя вон у нас "в верхах" тупо верят в неимоверные успехи нацпроекта "Образование"...
Фильм - правда или неправда? Для кого-то правда, для кого-то нет. Учителя у нас далеко не ангелы, а ученики бывают и похуже. Поэтому запрещать и как "клевету" - неумно.
Но и иная крайность - фильм-потрясение/шедевр/открытие глаз. Извините, но на моём веку таких "открытий глаз" были десятки. Потрясший когда-то (без преувеличения!) всю страну фильм "Покаяние" ныне благополучно подзабыт. Потрясшее "Чучело" - тоже не на слуху и не вызывает желания срочно бежать и что-то менять.
И вообще, я как будто на время вернулся лет на 15-20 назад, в годы сплошных "кино-откровений" и чернухи. Ну да, показали, что не просто "кое-где у нас порой...", а сплошь и рядом - пьянство, как в "Маленькой Вере", шлюхи, как в "Интердевочке", коррупция, как в "Ворах в законе", организованная преступность (тут вообще десятки "откровений"), показуха, как в "Фонтане" и т.д.
Тогда же были "Куколка", "Соблазн", "Дорогая Елена Сергеевна" - "оказалось", что в школах у нас "далеко не слава богу" (а то этого никто не знал!). Так сказать, вскрыли застарелые язвы, болезни, и...
И что?
И ничего. Поохали, поужасались, и пошли дальше по своим делам.
То же и с этой "Школой" будет - пройдёт и забудется. И следа не останется. Ибо не так талантливо-притягающа, как многочисленные фильмы про отечественных мафиозо, весёлое пьянство или смешной бардак в армии. Идти путём "бандюги с обаятельной мордой" (с), гуляк из "национальной охоты/рыбалки", раздолбаев из "ДМБ" - куда интереснее, чем ставить себе примерами урловатых и блядоватых старшеклассников этого сериала.
О мере таланта фильма и режиссёра. Вот в этом - отказываю. Гай Германика ярка, эпатажна и напориста. Интересна, как личность. Но - не талантлива. Документальная манера съёмки с "живой" камерой - далеко не нова. Обилие ругани (и вульгарного мата) - не "откровение". Какой-то характер, тип или сцена - впечатляющи? Для меня - нет. "Атмосфера фильма"? Повторюсь - типичная чернуха начала 90-х, только при куда менее примечательных актёрах. Тема? Не нова.
"Право художника" и "взгляд художника"? Так для этого не назначают самого себя художником! И тебя должны признавать художником, а не "умеющим рисовать"... Достаточно "художников", создающих свои полотна или кистью, воткнутой в задницу, или соплями, или блёвом, или просто размазыванием дерьма. Хоботом слона, пастью дельфина или лапой обезьяны. И да, это имеет спрос, имеет неплохую стоимость, выставляется, получает призы... Вот только искусство-то здесь причём? Некий эпатажный прикол, не более.
Да и с правдоподобностью... Вот не верю я в девятиклассницу (далеко не-отличницу!), которая на уроке размышляет "то ли Кафку почитать, то ли медитировать..." - это ЭТИ-то школьники могут думать о чтении Кафки? Скорей поверю в то, что они вообще класса с 5-6-го ни одной книжки не прочитали.
Или что перед началом занятий при входе в школу толпой минут по 10 курят-беседуют. Да школьники всю жизнь поспать любят! И опаздывают на занятия, и отгораживаются от более младших классов в своём кругу, а не обсуждают вместе какие-то проблемы... Вот сразу видно, что режиссёр не училась в школе (а она ведь действительно не училась!).
Словом tchernukha vulgaris - чернуха обыкновенная; не удивлюсь, если в следующих сериях выяснится, что пропавшие деньги - на совести единственной пока положительной героини (Шишковой, по-моему), "современная" учительница переспит с поспорившим на неё учеником, а пострадавший инсультный учитель окажется законченным эгоистом и той ещё сволочью...
Что до самой Гай Германики (к слову, то ли Дудинской, то ли Чаганава на самом деле - уже в псевдониме видна страсть к эпатажу), то мне сразу вспомнилось "открытие", "новое слово" и "яркий талант" распиаренной одно время писательницы Ирины Денежкиной. Сколько шуму и обсуждений было несколько лет назад - и что? А ничего. Многие о ней помнят? А что последнее у неё прочитали?
Гай Германика не скрывает, что не любит она ни кино, ни своих героев, ни вообще никого (и это её право), что ей не терпится замуж выйти, чтоб фильмов не снимать и тусоваться спокойно. Вот в таком исходе я спокоен - он грядёт.
Мой хороший френд

А мразь и уроды вызывают интерес только у себе подобных или у болезненно-озабоченных.
Вот что реально страшно, это когда задумаешься о восточной мудрости - "Дети согбенных вырастают горбатыми". А кем вырастают дети уродов?
Только вот это я сам задумываюсь, а не режиссёр; и частенько, а не под сильным впечатлением от сериала.