Размышления о счетах финских асов.

топ 100 блогов kareloveps29.11.2022

Один добрый человек, подогнал мне отсканированные версии книг Стенмана и Кескинена, истории финских эскадрилий LeLV 26, LeLV 26, т.к. их реально тогда было не купить, вообще никак. Хотел своё время побрюзжать по поводу этих книг, тем более добавилась их книга о Брюстерах в финских ВВС от 2018 года. Но пока брюзжать не готов, но обратил своё внимание на таблицы побед эскадрильи. Вернее на расшифровки побед.

Размышления о счетах финских асов.

Где Т-победа подтвержденная свидетелями, E- победа засчитанная штабом (ВВС-?, эскадрильи-?) как достоверная, без свидетелей. R- победа засчитанная на счет полка, без свидетелей.

Что такое  победа  E, можно ознакомиться из мемуаров Юутилайнена. 28.09.41 6 Брюстеров прикрывали Бленхеймы, которые должны были разбомбить мост через реку Шуя.

«Я увидел маленькую точку, движущуюся в направлении от Кондопоги,
но быстро потерял ее на фоне пятнистого осеннего леса, освещенного
утренним солнцем. Я сообщил об этом Йоппе и продолжил наблюдение.
Затем я снова увидел точку и сначала принял ее за «Спитфайр» -
истребитель, который Великобритания поставляла в Советский Союз. Но
вскоре я убедился, что это вовсе не английский самолет, а МиГ-1, который,
похоже, намеревался записать один из наших бомбардировщиков на свой
счет. Я перехватил его еще на подходе и заставил повернуть на меня.
Русский попытался с переворотом уйти в пике, но я в этот момент дал
очередь и погнался за ним. Мы выровнялись над самыми деревьями,
набрав приличную скорость. Я понял, что не сумею догнать русского, дал
на прощание еще одну очередь и вернулся к своему звену.
Я только начал набирать высоту в направлении мельтешащих черных
точек, как почувствовал, что здесь что-то не так. Любопытство заставило
меня обернуться направо, и я увидел своего «друга», за которым я только
что гнался. Теперь уже он зашел мне в хвост и стрелял из всех пулеметов.
Если бы я попытался повернуть, он получил бы возможность обстрелять
меня с еще более короткой дистанции и сбить, к своему полному
удовлетворению.
Я все еще находился на небольшой высоте и продолжал скользить над
деревьями, пытаясь стряхнуть его с хвоста. Я всегда любил полеты на
минимальной высоте и не раз получал за это выговоры в летной школе.
Теперь я получил возможность продемонстрировать свое умение
вражескому пилоту, получилось нечто вроде зачетного полета!
Но, судя по всему, вражеский летчик тоже много упражнялся в таком
же нарушении летной дисциплины, даже, наверное, получал свои
выговоры. В любом случае ни один новичок не сумел бы удержаться рядом
с нами во время нашего полета над землей. В мирное время нас обоих
посадили бы на «губу»!
Мой преследователь расстрелял много патронов. Каждый раз, когда я
оглядывался, то видел, как стреляют его пулеметы. Он тратил патроны,
словно был на гулянке! Я попытался вынудить его налететь на деревья,
печные трубы, изгороди и кусты. Но этот мерзавец был начеку. Я уже начал
опасаться за свой мотор, который давно работал на полной мощности. И
показания приборов честно предупреждали меня о надвигающейся
опасности.
Мы проскочили над карельской деревней. Я осторожно начал забирать
вверх, решив: сейчас или никогда. Набрав высоту 1650 футов, я круто
развернулся к нему, выполнив маневр так, что мы разошлись буквально
вплотную. Русский просто не успел прицелиться. Разойдясь, он стал
лихорадочно разворачиваться. В этот момент я уже находился рядом и чуть
сзади. Когда «Иван» выполнил разворот на 180 градусов, я дал первую
очередь в борт его истребителя. Он запаниковал и, вместо того чтобы
оторваться, использовав превосходство в скорости, продолжил
горизонтальный разворот. Я сделал то же самое, но мой истребитель был
более маневренным. Практически сразу я оказался у него на хвосте.
На сей раз гонки не состоялись. Я проверил приборы, чтобы
убедиться, что все в порядке. Наша скорость после крутого виража была
около 235 км/ч. Я посмотрел вниз, где находилась маленькая серая деревня
и множество красноармейцев, глазевших на нас. Они не осмеливались
стрелять, опасаясь попасть в свой самолет.
Мы сделали уже десять кругов, и мне это начало надоедать. Еще один
вираж, и я увидел бледное лицо пилота, оглядывающегося через плечо на
меня. Я дал по нему пару очередей в упор. Мои трассы нырнули в фюзеляж
«мига», как в болото, без видимого эффекта. Пилот сделал вираж еще
круче, едва не сорвавшись в штопор. На этом типе самолета сложно выйти
из штопора, если высота не превышает 6000 футов. В последний момент он
ослабил давление на ручку и спикировал к деревьям, начав еще одну
безумную гонку на малой высоте. Я дал ему пару очередей и последовал
вдогонку.
Теперь настал мой черед выступать в роли инструктора,
принимающего зачет. Пока истребители плясали над разными
препятствиями на земле, стрельбы почти не было. Пару раз мы даже
проскакивали под линиями электропередачи. Временами смерч от его
пропеллера сильно встряхивал мой самолет. Если лететь вплотную за
другим истребителем, нет необходимости использовать полную мощность
мотора, так как он фактически тащит тебя в возникшей зоне разрежения.
Каждый раз, когда цель появлялась у меня на прицеле, я давал очередь, но
его бронеспинка отражала пули моих тяжелых пулеметов.
Мы пролетели над аэродромом Виданы, едва не скребя по земле.
Несколько вражеских самолетов стояло на площадках перед ангарами, а
механики разбежались в стороны, сопровождаемые очередью моих
пулеметов. Мы приближались к краю аэродрома на скорости 390 км/ч. Там
была кирпичная водонапорная башня, торчавшая над лугом. «Миг» обогнул
ее стороной, а я предпочел перескочить через нее. Я опасался, что
пехотинцы могут зацепить мой самолет штыками!
Пилот «мига», похоже, подумал, что избавился от меня, потому что
повернул обратно к базе. Это была ошибка. Я повернул на него и оказался в
50 метрах от русского истребителя, держа его на прицеле. Теперь броня не
прикрывала русского пилота, и исход был очевидным. Самолет тяжело
клюнул носом и врезался в глинистую почву, разлетевшись на тысячу
кусков. В моему мозгу промелькнула странная фраза: «Учения закончены.
Возвращаться».  

Юутилайнен провёл бой с одиночным «МиГ-1» (ЛаГГ-3), никто его боя не видел, но победа засчитана, без свидетелей. Причем обращает внимание, дисциплина выполнения задания. Задача, сопровождение бомберов, а Юутилайнен гоняется за истребителем противника. Причём в предыдущем вылете, 26.09.41 он благополучно «пролюбил» своего ведомого, Рейно Лампельто, для которого это был первый боевой вылет. Причем под руководством Кархунена. Кому интересно почитайте его воспоминания, за  этот день.

Но это всё лирика. Первое представление на крест Маннергейма, делал скорее всего Кархунен, его непосредственный командир. В представлении, на 26.04.42, сказанно, что Юутилайнен одержал 22 победы. Из которых 2 в ходе Зимней войны. Но на момент представления, по крайней мере, 2 победы Юутилайнена 12.08.41 и 28.09.41 имели пометку Е. Но в наградном, они указаны как подтвержденные.

И так: -кто и на каком этапе, засчитал финским асам вероятные победы, как за подтвержденные, мне не известно. Но факт в том, что счет Юутилайнена «официально» выглядит так:- 94 сбитых, и 10 повреждённых. По факту 76 подтвержденных, 18 вероятных. Ханс Винд 74,5 сбитых, 2 повреждённых. По факту 64,5 сбитых, 10 вероятных. Эйно Луукканен 54 сбитых, 12 поврежденных. По факту 43 подтвержденных, 11 вероятных.

Вот тут про победы Ойвы Туоминена Finnish biplane fighter aces - Oiva Tuominen (dalnet.se) прямо сказано, 33 личных, 4 в группе, 11 вероятных. Но финны пишут по максимуму. Кто и когда «запустил» счета финских асов на «максималках» мне не известно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- прощайте, мистер Аллигатор! Новые (старые) выпуски (номера) нашего (моего) любимого (ненавистного) журнала (органа) за январь - март 1935 года. Я, признаться, всегда был неравнодушен к крокодилам - мне они нравятся. Есть что-то очень симпатичное во внешности этого существа, с его ...
По дороге бродит вечер, Посылая людям сны. Чей-то век почти что вечен, Чей-то – только до весны… Чей-то долго будет длиться… Чей-то срок истёк почти. Вечер сглаживает лица, С неба сумерки спустив… Давит тяжестью на плечи Сразу вся усталость дня. Но идёт всё дальше вечер, От тоски ...
Я, конечно, девушка замужняя, но, пожалуй, расскажу вам. Иду я сегодня в наш местный супермаркет, а у нас там охранник молоденький. И так задорно мне подмигивает. Вы, конечно, можете сказать, что это всего лишь охранник, но у меня на этот счет несколько иное мнение. Попробую пояснить. Же ...
С того момента, как решила я жить с Совестью , прошло почти два месяца. Рассказываю, что изменилось за это время. Итак, во-первых, я поняла, что ничего страшного в кредитных картах нет. Да, карта позволяет взять деньги именно в тот момент, когда они нужны тебе срочно, избавляя от ...
Пока я гостила у С. в Мюнхене, мы с ним посмотрели два фильма, подключая ноут к телевизору, висящему на стене напротив кровати. Разрешение у этого экрана весьма странное, то есть он точно не подходит, чтобы наслаждаться прекрасной графикой. Впрочем, и интернет для этого тоже не никуда не ...