Разгром Ивана Серко поляками при Городище (1664)


В рамках исследования Русско-польской войны 1654-1667 г. мне пришлось обратиться к такому малоизученному вопросу, как участие калмыцкой конницы в боях против поляков в 1664-1665 гг.
Самым первым столкновением калмыков и поляков, вероятно, был бой при Городище в июне 1664 г. Причем калмыки с казаками ходили в дальний поход, вроде как аж на Буджак, погромили ногайцев, но на обратном пути были разбиты поляками. Предводителем у казаков и калмыков был легендарный кошевой атаман запорожцев Иван Серко, а его соперником называют польского полковника Себастьяна Маховского.
Вот и заинтересовал меня бой, в котором почти непобедимый Серко потерпел тяжелое поражение.
Началось всё с Летописи самовидца, которая (достаточно справедливо) считается весьма достоверным источником:
«Того ж лета колмыки вошли на Украину перше, с которыми Серко с козаками старший пошол полями, минувши татар и ляхов, аж в Белгородщину на Буджак. Итак села ханские повоевавши, повернули. Где напали татары и Маховский с жолнерами под Сараджином, и там тех калмыков розбито; где немало пропало калмыков и казаков, остаток вышло с Серком на Украину».
У Яворницкого загадочный «Сараджин» превращается в «Гараджин».
У Костомарова мы, наконец, видим настоящее название городка – Городище.
«Когда Чарнецкий, заручившись татарской помощью против непокорного русского народа, возвращался в Украину, Маховский с восемью хоругвями выступил в Городище (местечко Черкасского уезда Киевской губернии) встречать Чарнецкого. Городищане, показывая наружно покорность королю, тайно снеслись с Серко, тот явился нежданно ночью, но должен был отступить, потому что и полякам нежданно явилась помощь от проходившего случайно мимо Городища польского отряда. Через день после этого явился Чарнецкий с татарами».
В «Южнорусских летописях» сообщается только о победе Маховского:
«Серко сечевый с комлыками на белогородщине сына ханского повоевал, но Маковский оного на пути разбил».
В итоге – ни у наших, ни у украинских историков, ничего толком не написано, что произошло между Серко и Маховским – понять нельзя.
Обратился к польскому источнику и у В. Коховского прочитал такую картину боя при Городище (1664):
«… Серко полковник, предводитель повстанцев, узнав, что Чарнецкий едет в Польшу и не скоро вернется оттуда, отобрав 2000 запорожских казаков, напал на наших, возвращавшихся к обозу. Маховский с восемью хоругвями, ожидая возвращения Чарнецкого в местечке Городище (Horodyszczu), закрыл ворота. Поспольство внешне выказывало свою лояльность, пока на рассвете дня повстанцы, спрятавшись в кустах, не пришли с криками. Чтобы еще более устрашить, они подожгли предместья, начали вырубать частокол вокруг валов, желая перенести огонь в город от пожара в пригороде, так чтобы начавшийся пожар не дал полякам возможности там обороняться, тем более, что горожане также стали наступать на наших людей.
К счастью, Бидзинский ночевал недалеко от Маховского, возвращаясь со своей дивизией из Москвы, который, получив от своих сторонников ведомость, что они сражаются недалеко, видя столь большой ущерб, поднял свои хоругви и бросился в атаку. Маховский выдержал казацкий натиск, однако, потеряв ротмистра Олизара (Olizara) с несколькими его товарищами, будучи окружен казаками, оборонялся как мог. Однако, наши прибывшие с Бидзинским разбили казаков, силой трупами положивши, отобрали знамена и другие казацкие знаки, остальные убежали. Самого Серко чуть было не обезглавили польской саблей выше шеи, и, чтобы спастись из плена, он упал с лошади и украдкой убежал в болота, используя руки и ноги, как зверь, ползающий по кочкам в болоте.
Затем прибыл Чарнецкий, «воевода руский», навстречу к которому вышли Маховский и Бидзинский и приветствовали его, показывая казацкие знамена и пленников, рассказали о бое с Серком. Чарнецкий не мог не удивиться счастливому возвращению Бидзинского из московских земель, добавив, что не ожидал видеть его живым в этом мире, а разве что в следующем. Он приветствовал их и пожелал им победы и здесь и там.
Бидзинский, разлучившись под Любечем с Полубинским, между толп враждебных казаков, со своими хоругвями, истощенными в различных стычках, особенно при переправе через реку Седну, находился в большой опасности. Будучи в отводе всего с восемью хоругвями, он отогнал 3000 преследовавших его толпой казаков, а затем, спасаясь от них, переправился через реку и дошел до своей дивизии».
Вот такой рассказ представила нам польская сторона.
Насколько он достоверен, учитывая тенденциозность автора?
Вопрос риторический, но, как любой источник, заслуживает внимания.
Однозначно можно сказать, что казаки и калмыки проиграли бой, но где Коховский написал правду, а где прибавил от себя – сказать невозможно.
Что касается калмыков, то в некоем бою в «Сарачинском лесу» побито их было «со 100 человек». Скорее всего, речь идет о том самом бое при Городище.

Иван Серко нынешним украинцам: «Продали, все жё, сукины дети, Украину ляхам!»