Разговоры-разговорные: почему большие диалоги в фильмах - это хорошо
katerinabil — 29.04.2019ММКФ в этом году стал местом для размышлений и споров. Я успела посмотреть 3 ленты, но самое большое удовольствие получила от французского фильма «Non fiction» Оливье Ассаяса.
Сюжет фильма: Ален, успешный парижский книжный издатель, все еще не может смириться с наплывом новых технологий. Он мучается сомнениями по поводу нового автобиографического произведения одного из ведущих авторов издательства, описывающего роман между автором и малоизвестной телеведущей. Жена Алена, звезда популярного сериала, придерживается прямо противоположного мнения.
Оливье Ассаяс, уже знакомый широкой публике по фильмам «Зильс-Мария» и «Персональный покупатель», снял флиртующее и игривое французское кино, разбавив его непривычным элементом (непривычным не только для французского кинематографа, но для большого кино в принципе). Этот прием можно назвать «тарантиновщиной»: когда к реальным физическим действиям прибавляются длинные и важные для смысла диалоги между героями. Сам Ассаянс говорит, что его в этом приеме больше всего поражает внезапное появление искры, словно драматургия фильма рождается сама собой - просто из диалога.
Режиссер, кстати, с этого и начал создание «Non fiction»: «Я топтался на месте, думал, как спасти один элемент, сохранить другой… Исписывал блокноты, но ни ничего не вдохновляло. Так что я просто начался с нуля, попробовал сделать несколько по-иному: два персонажа, издатель и писатель, разговаривают. Первая сцена написалась сама собой!»
Такие фильмы обычно смотрятся очень трудно: зрителю приходится напрягаться и следить за мыслью героев, а это очень сложно в наш век «боевых» фильмов, где люди ждут от кино только развлечения, но никак не динамичной работы собственных серых клеток. Однако Ассаясу удалось придать картине ту легкость, что позволяет зрителю увидеть и философские рассуждения о цифровизации нашего мира, нашей жизни, и в то же время поймать комедийный, слегка дурашливый флер, не дающий впасть в меланхолию ни героям, ни зрителям.
Тут также на помощь пришли несомненно гениальные способности актеров. По словам режиссера, главный враг кино подобного формата - тяжесть. «Поэтому, чтобы все получилось, нужно, чтобы актеры были немного больше, чем актеры. Нужно, чтобы каждая роль была настоящей встречей - между ними, персонажем и мной. Чтобы это вызывало коллективную энергию, переливающуюся из границ кино.»
И надо отдать должное Жюльет Бинош, благодаря которой «Non fiction» получил этот заряд легкости, яркости и глубины в одно и то же время. Ассаяс описывает свою знаменитую подругу такими словами: «В ней есть свобода, игривость, подвижность, и все это заразно, она вынуждает всех приобщаться к ее фантазиям. Знаете, после выхода «Зильс-Марии» очень много говорили о Кристен Стюарт: ее никто не ожидал увидеть в подобной роли, но сама она никогда бы не отважилась так играть, не будь перед ней Жюльет. Это Жюльет показала ей, что можно избавиться от жестких рамок, которые американское кино навязывает актерам, что можно идти по самым рискованным тропам, что все имеют право веселиться и что кино дает это удовольствие.»
Моя оценка 9 из 10, где один «грамм» я сняла только за сентиментальную концовку, хотя и тут режиссер очень логично поясняет свое решение, - ведь это так мелочно и убого не дать героям хэппи энда хотя бы кино.
И, удивительное дело, но фильм напомнил любимые «Покровские ворота». Такой же воздушный, как торт-безе, разговорчивый, ироничный, легкий на подъем.
Очень советую посмотреть «Non fiction» (в оригинале «Doubles vies») всем, если, конечно, он дойдет когда-нибудь до российского проката.
«В наше время, когда драматизируютися отношения между мужчинами и женщинами, когда мы живем в абсурдном напряжении, в абсурдном насилии, в «Non fiction» мне снова захотелось просто поговорить о супружеской паре, о том, как она выживает, как вновь себя придумывает, как себя принимает.»