разговор в сети о поэзии А. Кабанова читателя вменяемого и не очень

топ 100 блогов alsit2509.08.2010 Теги: Кабанова

 

Вот ,  состоялся некий диалог о поэзии А. Кабанова, одного из лучших поэтов в русской поэзии, судя  по многочисленным  предпочтениям коллег и просто читателей.   Один из собеседников пожелал остаться анонимным. ( Аноним)

 


(Аноним)
Узнала я этого поэта где-то 2 с чем-то года назад, по наводке человека, с коим тогда весьма плотно общалась в аське. В мае 2008 года, ага. Я тогда только-только знакомилась с современной литературой (ибо в большой интернет вылезла немногим раньше, а с мобильного не больно-то порыскаешь

 

(alsit25)

Узнал я этого поэта где-то лет 10 тому, Но не заинтересовало.  Интересно , что теперь с литературой знакомятся в большом интернете . Книг явно не читают. И в школе уроки по литературе прогуливают, или от мобилы не отрываются на уроках.

 

(Аноним)

Последние две строчки реально положили наповал, особенно "будто счастье - меньшее зло". Мучительно чесать репу в попытках просечь, о чем же эти стихи, мне не пришлось и минуты. Да и любой вменяемый читатель догадается, о чем оно - тут, невзирая на смещенный угол зрения, все легко и прозрачно, виден каждый камушек на дне - хотя ощущение большой глубины при этом тоже не покидает. Поэтому далее я повешу и откомментирую другое стихотворение, тоже давно любимое, но при этом реально очень сложное.

 

(alsit25)

 

Тем не менее , споем..

 

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...

 

Поэзия Рубцова тоже весьма популярна, как и, так называемая, поэзия чувств, чистая лирика для «простых»  людей., не отягощенных интеллектом. Ее направления - нечто во фраке , который Есенин носил, как пародию , на домотканую рубаху и-  собственно рубище .  С городом лирик примирился и пишет для бывших крестьян, овладевших грамотою  Это Шпаликов ,  Рыжий, Кутилов итп. алкоголики , тем не менее. Что –то не складывается. у них с реальностью. Сама садик я садила, сама буду попивать...Но хорошо поется, выпив.

 

 

Соберу дровишек на дне,
разведу костер у реки:
пусть растет мой хворост в огне
и трещат его угольки.

 

Из чего следует, или что речка пересохла, или  хворост собирается на дне , где бомжи обретаются. Бомж теперь поэтизируется часто. И стихи они пишут сами. Хворост - ветки тонкие, угольков не дают. Скорее, сгорев,  мерцают , как светлячки.  Но позже прилетит синичка, вместо героического орла по печень, и будет целовать то, что от хвороста осталось, опалив клювик. Метафора – лир. герой существо хрупкое, а деревья в реке росли не простые, а Вишневый Сад. ( см у Чехова)   Это литературная реминисценция, в стилизации под фольклор неуместная. Или надо предположить, что Дно отсылает к Горькому  и стишок относится к поэзии концептуальной ,  это издевательство,  постмодерн. Над Буревестником смеяться не грешно ( правда, не над пьесами) , но Чехова  трогать не комильфо. Это цинизм. А уж Рубцова тень тормошить и вовсе – обидеть поэзию чувств и эмоций... Девочки  обидятся..


И на зов речного огня
с примесью вишневой тоски -
прилетит синичка моя,
чтобы целовать угольки.

Костер разжигался « у реки», на берегу , чуть выше дна, речным огнем быть не может, или надо от реки удалится далеко, видя только зарево. В город нпр. Огня /моя - рифма кошмарная, не хуже –чем  мои/мели у Рубцова. Но для стилизации сойдет. Петь же надо. Или  искусное издевательство над Рубцовым.

 

Лето – золотистая клеть,
осень – птицеловная нить,
дайте птичке песенку спеть,
да из пепла гнездышко свить.

 

Здесь поэт вспомнил , что надо говорить красиво и цветно , стишок все равно горит синим пламенем.  Но нить птицелова и птицеловная нить вещи существенно разные, это стилизация под графоманию.  Однако птичка,  поцеловав птицелова, уже свернулась на обугленной груди поэтического Данко. Впечатление , что пародируется школьный курс литературы советских времен.


Пусть она щебечет светло,
и цветет в огне сухостой,
будто счастье – меньшее зло,
будто нет ладони пустой.

 

И вот самое странное   - ибо это уже не цинизм или пародия , а слабоумие . В гнездышке из пепла  птичка щебечет светло....явно тронулась.. Или гори все огнем ... Но возникает вопрос  о связности речи  свихнувшейся птички.   Меньше какого зла  зло счастья? Щебета или огня, где расцветает сухостой?   И чем поэт прикармливал  птичку счастья завтрашнего дня, прежде чем все выгорело до тла?  Мучительно чешу репу  , о чем эти стихи и к какому стилю их отнести?  Реально кладут наповал . Что это значит ?  Вероятно,  божественное косноязычие Пастернака и Мандельштама.

 

Но , кажется , это не характерное стихотворение для мастера, он может получше . Поглядим.

 ( Аноним)
Прежде всего. Стихотворение очевидно разбито на смысловые блоки, друг с другом видимо не пересекающиеся - двустрочия. И в первом же из них появляется выпрыгивающий из скобок кузнечик. Сложный образ? Нет, если вспомнить, что кузнечик традиционно символизирует поэта. Итак, поэт-кузнечик выпрыгивает из скобок (внешних и внутренних ограничителей) "в палиндром аквариумных рыбок". Но что такое палиндром? Всего лишь "фраза, построенная так, что ее можно читать и справа и слева, сохраняя смысл, напр.: «"А роза упала на лапу Азора", «Атака заката» и т. д" Естественно, что "лишняя буква" - кузнечик- палиндром этот разрушает, делает нечитаемым, дробит палиндром-общество рыбок на отдельные части. Между тем, даже и аквариумные рыбки здесь не случайны (как читательница, скажу-таки: кайф! дикий кайф) - рыба, как известно, отличается таким немаловажным свойством, как неумение самовыражаться вслух. Итак, аквариумные рыбки - это читатели поэта, коим неведома даже большая вода. И следующее двустишие это подтверждает - Кабанов переходит на прямую речь, намекая на при описании своих предпочтений на известный авантюризм поэта-кузнечика, на прямое нежелание действовать и жить благоразумно, в собственной среде обитания, так сказать :)
Вторая строфа кажется так же мало связанной с первой, как и отдельные двустрочия. В самом деле, при чем здесь беззащитность мира-оранжереи, находящегося в сизой бетономешалке? Просто тут ткань стиха сдвигается, возникает обобщение, при котором кузнечик перестает быть только и исключительно баламутящим общество поэтом - кузнечик тут уже всякий, кто воздействует на человечество, вызывая не только возмущенные возгласы и (малозаметные) сдвиги сознания, но и войны, например. Смысловое перетекание последнего двустрочия (любить не жалко - любит не жалея) - такая же неслучайная игра, как и в предыдущих частях стихотворения. Она резко обнажает всю подоплеку выпрыгивания кузнечика к рыбкам - безжалостную, как кажется, любовь Бога, при помощи Которого только и возможно (как намекается в стихотворении) "выпрыгнуть из скобок".
Скажу только, что мне такие вещи реально дико нравятся. Они немного напоминают дивизионизм - течение в живописи, при котором художник писал не мазками, а точками, собирающимися в цельное изображение исключительно на некотором расстоянии. Я и сама хочу попробовать эту технику, не сейчас, конечно, и по-своему, но попробовать.
Интересно же =)

Где это слыхано, что кузнечик символ поэта?  В траве сидел кузнечик?  Крылышкописуемый зизнзивер Хлебникова? Кузнечик комиссар Окуджавы? Единственный пример, это кузнечик Китса , но там же и сверчок поет . А вот Мандельштам полагал , что кузнечик – это символ времени .

 

Что поют часы-кузнечик.
Лихорадка шелестит,
И шуршит сухая печка,—
Это красный шелк горит.

 

Так что предположение анонимной читательницы - рыбки ни на чем не основано , как и последующие выкладки. Да и врядли Кабанов презирает своих читателей. Общеизвестно , что он ревниво следит за всеми откликами и сильно обижается , если его покритикуют.  

 

Но прочтем стишок Кабанова.

Вот кузнечик выпрыгнул из скобок
в палиндром аквариумных рыбок.
Я предпочитаю метод пробок,
винных пробок и своих ошибок.

 

В скобки ставят  слово дополнение, когда точное не найдено.  Или скобки могут символизировать несвободу, нпр.  самовыражения.  Или невыразимости. Но аквариумные рыбки , это рыбки несвободные , так что кузнечик может прыгнуть только из царства несвободы  в зоопарк.  Палиндром слово красивое,  там,  как буквочки не переставляй, все равно стихи получаются.  И тут Кабанов  демонстрирует лучшее в своем творчестве. Каламбур. Искусство,   в поэзии утраченное с Елизаветинских времен. Он метод проб меняет на метод пробок. Смешно. Но это явное снижение подоплеки выпрыгивания кузнечика к рыбкам в палиндроме снования в поэтической воде.  Кузнечику следовало последовать примеру лир. героя и прибегнуть к методу ошибок. Сотню стишков напишешь , и одно гениальное получится. Но Кабанов явно отделяет  себя  от кузнечика –поэта. Он предпочитает прыгать много раз , но не в аквариум и не в палиндром. Какой метод у винных пробок тоже осталось не определено . Но известно , что прыгают они в потолок. Куда и метит лир. герой .  


Сизая бетонная мешалка,
а внутри нее – оранжерея,
этот мир любить совсем не жалко -
вот Господь и любит, не жалея.

Вторая строфа , действительно,  никак не связана с первой. Откуда мешалка взялась да еще и сизая , и зачем, совершенно не ясно. Вероятно ,это уже сизое , как голубь,( Манделштам опять же)  небо ,  мир , а внутри читатели оранжерейные , они же цветочки – рыбки .

Дальше проскочил Есенин зачем –то ,  и стишок  спасен всемогущим Господом, жестоким из жалости и к рыбкам, и к кузнечикам, и к палиндромам , и к пустоговорению.  Это тоже плохой стишок и очень.  

  Вот здесь много рецензий на этот стишок http://www.poezia.ru/article.php?sid=64207

 

Но это тоже не слишком характерный образец творчества поэта.  Как – нибудь вернемся к лучшим его творениям. И у классиков есть дурные стишки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
За что я люблю нашего Донни — с ним не соскучишься. Если в новостях вдруг не окажется ничего интересного — так Донни тут же подсуетится. В общм, верховный суд Колорадо проголосовал, чтобы выкинуть нах Донни с бэллота. Четыре судьи за — три против. Четырнадцатая, что ли поправка — ...
Ребят, помощь нужна. Света Агаларова позвонила: у Лени Истомина (29 лет, абсолютный чемпион Москвы по бодибилдигу) --рак печени. До последнего молчал, никому ничего не говорил. Сейчас -- в Израиле на обследовании. Деньги нужны. Вот ссылка на него. ...
Помните шабаш, устроенный представительницами "Голоса Беслана" и "Новой газеты" в начале сентября во время траурных мероприятий в бесланской школе? Тут иллюстрация подоспела (кликабельно). Обратите внимание, на чем они стоят. Удивлен, что им прямо в зале по голове не ...
Сейчас православные родители стараются дать детям имена по святцам. В советское время были "советские святцы"... Вот лишь небольшая часть реальных имен времен Союза, с расшифровкой, разумеется: Арвиль - Армия В. И. Ленина Артака - ...
Утром 16 октября на околоземной орбите может пройти столкновение. Об этом сообщила компания LeoLabs, занимающаяся отслеживанием движения космических аппаратов и фрагментов космического мусора. По данным LeoLabs, 16 октября в 00:56 по всемирному времени (03:56 по Минску/Москве/Киеву) ...