разговор в сети о поэзии А. Кабанова читателя вменяемого и не очень

Вот , состоялся некий диалог о поэзии А. Кабанова, одного из лучших поэтов в русской поэзии, судя по многочисленным предпочтениям коллег и просто читателей. Один из собеседников пожелал остаться анонимным. ( Аноним)
(Аноним)
Узнала я этого поэта где-то 2 с чем-то года назад, по наводке
человека, с коим тогда весьма плотно общалась в аське. В мае 2008
года, ага. Я тогда только-только знакомилась с современной
литературой (ибо в большой интернет вылезла немногим раньше, а с
мобильного не больно-то порыскаешь
(alsit25)
Узнал я этого поэта
где-то лет 10 тому, Но не заинтересовало. Интересно , что
теперь с литературой знакомятся в большом интернете . Книг явно не
читают. И в школе уроки по литературе прогуливают, или от мобилы не
отрываются на уроках.
(Аноним)
Последние две строчки реально положили наповал, особенно "будто счастье - меньшее зло". Мучительно чесать репу в попытках просечь, о чем же эти стихи, мне не пришлось и минуты. Да и любой вменяемый читатель догадается, о чем оно - тут, невзирая на смещенный угол зрения, все легко и прозрачно, виден каждый камушек на дне - хотя ощущение большой глубины при этом тоже не покидает. Поэтому далее я повешу и откомментирую другое стихотворение, тоже давно любимое, но при этом реально очень сложное.
(alsit25)
Тем не менее , споем..
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...
Поэзия Рубцова тоже весьма популярна, как и, так называемая, поэзия чувств, чистая лирика для «простых» людей., не отягощенных интеллектом. Ее направления - нечто во фраке , который Есенин носил, как пародию , на домотканую рубаху и- собственно рубище . С городом лирик примирился и пишет для бывших крестьян, овладевших грамотою Это Шпаликов , Рыжий, Кутилов итп. алкоголики , тем не менее. Что –то не складывается. у них с реальностью. Сама садик я садила, сама буду попивать...Но хорошо поется, выпив.
Соберу дровишек на
дне,
разведу костер у реки:
пусть растет мой хворост в огне
и трещат его угольки.
Из чего следует, или что речка пересохла, или хворост собирается на дне , где бомжи обретаются. Бомж теперь поэтизируется часто. И стихи они пишут сами. Хворост - ветки тонкие, угольков не дают. Скорее, сгорев, мерцают , как светлячки. Но позже прилетит синичка, вместо героического орла по печень, и будет целовать то, что от хвороста осталось, опалив клювик. Метафора – лир. герой существо хрупкое, а деревья в реке росли не простые, а Вишневый Сад. ( см у Чехова) Это литературная реминисценция, в стилизации под фольклор неуместная. Или надо предположить, что Дно отсылает к Горькому и стишок относится к поэзии концептуальной , это издевательство, постмодерн. Над Буревестником смеяться не грешно ( правда, не над пьесами) , но Чехова трогать не комильфо. Это цинизм. А уж Рубцова тень тормошить и вовсе – обидеть поэзию чувств и эмоций... Девочки обидятся..
И на зов речного огня
с примесью вишневой тоски -
прилетит синичка моя,
чтобы целовать угольки.
Костер разжигался « у реки», на берегу , чуть выше дна, речным огнем быть не может, или надо от реки удалится далеко, видя только зарево. В город нпр. Огня /моя - рифма кошмарная, не хуже –чем мои/мели у Рубцова. Но для стилизации сойдет. Петь же надо. Или искусное издевательство над Рубцовым.
Лето – золотистая
клеть,
осень – птицеловная нить,
дайте птичке песенку спеть,
да из пепла гнездышко свить.
Здесь поэт вспомнил , что надо говорить красиво и цветно , стишок все равно горит синим пламенем. Но нить птицелова и птицеловная нить вещи существенно разные, это стилизация под графоманию. Однако птичка, поцеловав птицелова, уже свернулась на обугленной груди поэтического Данко. Впечатление , что пародируется школьный курс литературы советских времен.
Пусть она щебечет светло,
и цветет в огне сухостой,
будто счастье – меньшее зло,
будто нет ладони пустой.
И вот самое странное - ибо это уже не цинизм или пародия , а слабоумие . В гнездышке из пепла птичка щебечет светло....явно тронулась.. Или гори все огнем ... Но возникает вопрос о связности речи свихнувшейся птички. Меньше какого зла зло счастья? Щебета или огня, где расцветает сухостой? И чем поэт прикармливал птичку счастья завтрашнего дня, прежде чем все выгорело до тла? Мучительно чешу репу , о чем эти стихи и к какому стилю их отнести? Реально кладут наповал . Что это значит ? Вероятно, божественное косноязычие Пастернака и Мандельштама.
Но , кажется , это не характерное стихотворение для мастера, он может получше . Поглядим.
( Аноним)
Прежде всего. Стихотворение очевидно разбито на
смысловые блоки, друг с другом видимо не пересекающиеся -
двустрочия. И в первом же из них появляется выпрыгивающий из скобок
кузнечик. Сложный образ? Нет, если вспомнить, что кузнечик
традиционно символизирует поэта. Итак, поэт-кузнечик выпрыгивает из
скобок (внешних и внутренних ограничителей) "в палиндром
аквариумных рыбок". Но что такое палиндром? Всего лишь "фраза,
построенная так, что ее можно читать и справа и слева, сохраняя
смысл, напр.: «"А роза упала на лапу Азора", «Атака заката» и т. д"
Естественно, что "лишняя буква" - кузнечик- палиндром этот
разрушает, делает нечитаемым, дробит палиндром-общество рыбок на
отдельные части. Между тем, даже и аквариумные рыбки здесь не
случайны (как читательница, скажу-таки: кайф! дикий кайф) - рыба,
как известно, отличается таким немаловажным свойством, как неумение
самовыражаться вслух. Итак, аквариумные рыбки - это читатели поэта,
коим неведома даже большая вода. И следующее двустишие это
подтверждает - Кабанов переходит на прямую речь, намекая на при
описании своих предпочтений на известный авантюризм
поэта-кузнечика, на прямое нежелание действовать и жить
благоразумно, в собственной среде обитания, так сказать :)
Вторая строфа кажется так же мало связанной с первой, как и
отдельные двустрочия. В самом деле, при чем здесь беззащитность
мира-оранжереи, находящегося в сизой бетономешалке? Просто тут
ткань стиха сдвигается, возникает обобщение, при котором кузнечик
перестает быть только и исключительно баламутящим общество поэтом -
кузнечик тут уже всякий, кто воздействует на человечество, вызывая
не только возмущенные возгласы и (малозаметные) сдвиги сознания, но
и войны, например. Смысловое перетекание последнего двустрочия
(любить не жалко - любит не жалея) - такая же неслучайная игра, как
и в предыдущих частях стихотворения. Она резко обнажает всю
подоплеку выпрыгивания кузнечика к рыбкам - безжалостную, как
кажется, любовь Бога, при помощи Которого только и возможно (как
намекается в стихотворении) "выпрыгнуть из скобок".
Скажу только, что мне такие вещи реально дико нравятся. Они немного
напоминают дивизионизм - течение в живописи, при котором художник
писал не мазками, а точками, собирающимися в цельное изображение
исключительно на некотором расстоянии. Я и сама хочу попробовать
эту технику, не сейчас, конечно, и по-своему, но
попробовать. Интересно же
=)
Где это слыхано, что кузнечик символ поэта? В траве сидел кузнечик? Крылышкописуемый зизнзивер Хлебникова? Кузнечик комиссар Окуджавы? Единственный пример, это кузнечик Китса , но там же и сверчок поет . А вот Мандельштам полагал , что кузнечик – это символ времени .
Что
поют часы-кузнечик.
Лихорадка шелестит,
И шуршит сухая печка,—
Это красный шелк горит.
Так что предположение анонимной читательницы - рыбки ни на чем не основано , как и последующие выкладки. Да и врядли Кабанов презирает своих читателей. Общеизвестно , что он ревниво следит за всеми откликами и сильно обижается , если его покритикуют.
Но прочтем стишок
Кабанова.
Вот кузнечик
выпрыгнул из скобок
в палиндром аквариумных рыбок.
Я предпочитаю метод пробок,
винных пробок и своих ошибок.
В скобки ставят слово дополнение, когда точное не найдено. Или скобки могут символизировать несвободу, нпр. самовыражения. Или невыразимости. Но аквариумные рыбки , это рыбки несвободные , так что кузнечик может прыгнуть только из царства несвободы в зоопарк. Палиндром слово красивое, там, как буквочки не переставляй, все равно стихи получаются. И тут Кабанов демонстрирует лучшее в своем творчестве. Каламбур. Искусство, в поэзии утраченное с Елизаветинских времен. Он метод проб меняет на метод пробок. Смешно. Но это явное снижение подоплеки выпрыгивания кузнечика к рыбкам в палиндроме снования в поэтической воде. Кузнечику следовало последовать примеру лир. героя и прибегнуть к методу ошибок. Сотню стишков напишешь , и одно гениальное получится. Но Кабанов явно отделяет себя от кузнечика –поэта. Он предпочитает прыгать много раз , но не в аквариум и не в палиндром. Какой метод у винных пробок тоже осталось не определено . Но известно , что прыгают они в потолок. Куда и метит лир. герой .
Сизая бетонная мешалка,
а внутри нее – оранжерея,
этот мир любить совсем не жалко -
вот Господь и любит, не жалея.
Вторая строфа ,
действительно, никак не связана с
первой. Откуда мешалка взялась да еще и сизая , и зачем, совершенно
не ясно. Вероятно ,это уже сизое , как голубь,( Манделштам
опять же) небо , мир , а внутри
читатели оранжерейные , они же цветочки – рыбки .
Дальше проскочил Есенин зачем –то , и стишок спасен всемогущим Господом, жестоким из жалости и к рыбкам, и к кузнечикам, и к палиндромам , и к пустоговорению. Это тоже плохой стишок и очень.
Вот здесь много рецензий на этот стишок http://www.poezia.ru/article.php?sid=64207
Но это тоже не слишком характерный образец творчества поэта. Как – нибудь вернемся к лучшим его творениям. И у классиков есть дурные стишки.