Разговор с ААА

топ 100 блогов yu_sinilga28.01.2021

22 сентября. Встретила на улице Анну Ахматову. Она стояла на углу Пантелеймоновской и кого-то ждала. Она стала грузной женщиной, но профиль все тот же, или почти. Что-то есть немного старческого в нижней части лица.

Разговорились. «Впечатление от города ужасное, чудовищное. Эти дома, эти два миллиона теней, которые над ними витают, теней умерших с голода — этого нельзя было допустить, надо было эвакуировать всех в августе, в сентябре. Оставить пятьдесят тысяч, на них бы хватило продуктов. Это чудовищная ошибка властей. Все здесь ужасно. Во всех людях моральное разрушение, падение. — Ахматова говорила страшно озлобленно и все сильнее озлобляясь, буквально с пеной у рта, летели брызги слюны. — Все немолодые женщины ненормальные...» — «Не вижу, — вставляю я реплику, — Л.Я. Рыбаковой...» — «Лидия Яковлевна никуда не выходила, ничего не видала. Все ненормальны. Со мной дверь в дверь жила семья Смирновых, жена мне рассказала, что как-то муж ее спросил, которого из детей мы зарежем первого. А я этих детей на руках нянчила. Никаких героев здесь нет, и если женщины более стойко вынесли голод, то все дело тут в жировых прослойках, клетчатке, а не в героизме. Вы думаете, я хотела уезжать? — А.А. прищурила глаза, со злобой глядя на меня, ей, видимо, не нравились мои реплики. — Я не хотела этого, мне два раза предлагали самолет и наконец сказали, что за мной придет летчик. Все здесь ужасно, ужасно».

Мне уже не хотелось спрашивать ее о работе, о стихах, у меня было ощущение, что меня, всех нас полили грязными помоями, оскорбили незаслуженно.

Вечером я видела Бондарчука, рассказала о встрече. «Не возмущайтесь, — сказал он. — Тут ясно самоущемление и желание самореабилитации. Бежала от опасности, теперь она просто реэвакуированная среди многих других, надо же себе создать пьедестал».

Я вспоминала возмущенные рассказы Елены Яковлевны Данько о том, как тогда, осенью 41-го года, Ахматова в истерической панике не выходила из бомбоубежища на канале Грибоедова и запугивала их неминуемым приходом весной немцев и тем «крошевом», которое они здесь учинят. И Кетлинская говорила Анне Ивановне, что она принимала тогда все меры, чтобы вывезти Ахматову из Ленинграда ввиду ее панического состояния.

Впечатление от этой встречи осталось крайне тяжелое.

(Из дневников Л.В. Шапориной, 1944 г.)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот за что люблю командиров первой волны - так за любовь потоптаться друг по другу во время чумы. Не всех конечно, но Скиф откровенно поразил. При чем поразил в худшую сторону. Почему? А как в песенке, аж пять причин: 1. Как? вот технически, как? В ДЛНР въехать по росспаспорту, если у ...
Мамы погодок, вопрос про выплату до 3-х лет. Да-да, про ту самую, которая 50 ...
...от которого бы кровь в жилах стыла,но без мясорубки. ...
Костя Рыков делает очередной шаг вперед в сети. Он начинает раздавать бесплатно книги серии "Этногенез". Я когда-то писал здесь про "Блокаду" и первую "Марусю", которые мне понравились. На самом деле это первый и пока самый качественный и ...
Ребятушки, не хочу никого обижать в данной теме. Всего лишь хочется кое-что понять для себя (хотя и так, примерно всё понятно). Разговор про Коней. Познакомился впервые с понями на форуме ВТ. Испытал определенный респект за то [ что ] , что искренне подумал, что люди данных ...