Разбитые скрижали


Я уже писал о том, что заповеди Моисея можно разделить на две половины: тщеславную (первые четыре и примкнувшая к ним пятая) и конструктивную (остальные).
Однако, многие элементарные мысли не всегда приходят нам в голову. Читаю у Стивена Пинкера: "На Скрижалях Завета не было высечено «Не насилуй», хотя десятая из заповедей приоткрывает завесу над статусом женщины в то время: в списке собственности ее супруга она упоминается после дома, но перед слугами и скотом". Получается, седьмая и десятая заповеди - это тоже зло, а не добро, ибо эти заповеди низводят женщину на уровень имущества. Более того, поскольку женщины и дети - имущество в мире рабов, на них вообще не действовали десять заповедей. Не сказано "не пожелай мужа", а "не пожелай жены ближнего своего". Заповеди даны мужчинам.
Заповедь "чти отца и мать свою" можно с натяжкой применить ко взрослым детям, обязывая их помогать немощным родителям. Потому что какой спрос с маленьких детей, с вещей? Но это если мерить по меркам будущих веков, а в рабском еврейском обществе почитание скорее всего понималось больше как унижение младшего перед старшим.
Скорее всего, заповедь "чти отца и мать свою" дана не детям, а родителям, чтобы они могли оправдывать свое злоупотребление властью.
Кстати, до сих пор даже среди тех, кто называет себя "христианами", есть такие, кто опускает себя до морали Ветхого завета и качает права, требуя "почитания", обещанного насильникам в древнем мире рабов.
Однако, моя мысль пошла дальше. Можно ли сказать, что воры свято чтят заповедь "Не кради"? Вопрос кажется глупым. Но ведь у воров есть свой моральный кодекс. Им нельзя крысятничать, красть у товарищей, красть у людей, которые дают им приют.
Поэтому заповедь "Не кради" в отношении воров будет звучать примерно так: "живи кражами, но не воруй у товарищей".
Тогда делаем следующие умозаключения. Древние евреи изображены в Библии отмороженными убийцами. Убивать у евреев не только считалось похвальным, но в то время можно было и схлопотать, если бы ты проявил мягкость: "И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?" (Числа 31:14). Из этого следует, что смысл заповеди "не убий" - точь-в-точь как смысл заповеди "не кради" для воров: "живи убийствами, убивай сколько можешь, убивай женщин и детей, но только не трогай своих товарищей".
Что ж, у нас остались только две заповеди: "Не кради" и "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Но какова им цена, если понятно, что и они действуют только по отношению к своей кодле, а не к человечеству вообще?
|
</> |