
Раз уж мы заговорили про сентинел



Все сволочи! Все завистники! Все нехорошие!
Австралия. Страна опалов, столовых гор, коралловых рифов и Белой Гвардии. Если и есть в мире райский уголок, то он, несомненно, находится тут, прямо посреди немарлуков, доминирования инвазивных популяций и DFTD (нет, это тебе лучше не гуглить).
Как и всякая благоустроенная и процветающая страна, населенная бывшими ссыльными, авантюристами, беглецами, шлюхами, а также людьми дописьменного социального строя, Австралия была государством довольно мирным. Первым крупным опытом войны для солдат южного континента стала Первая мировая, первым действительно большим кошмаром - Галлиполи, куда АНЗАК был направлен сабатонить по велению его величества.
Первая мировая автралийцам совсем, совсем не понравилась, поэтому во время интербеллума, когда непрерывная череда локальных конфликтов катилась по всем миру - от Дальнего Востока до Западной Европы, от Восточной Африки до Южной Америки - австралийцы решились только на одну войну. С эму.
Поэтому, когда японские солдаты перешли мостик, начав большую-большую свару на весь Тихий Океан (а на самом только через два года, в сентябре 39-го, лол), австралийский генштаб провел оценку собственных бронетанковых сил. Вывод, сделанный по результатам этой оценки, отлично передаёт нижеследующая картинка:

В самом деле, к этому моменту армия располагала только несколькими "Виккерсами" Medium MkII - малоподвижными самоходными гробами с [условно]противопульным бронированием, восхитительно огромными размерами и морской пушкой из прошлого столетия в качестве вооружения.
О, кажется я забыл сказать, что эти танки были ещё и старыми. Так вот: они были старыми.
Ещё было довольно много юниверсал керриеров. С пулеметами. Их даже делали на месте. И ещё чуть-чуть бронеавтомобилей. Тоже с пулеметами. Тоже собственного производства.
Как вы понимаете, перед таким танковым парком Япония трепетала. Хирохито трепетал. Японские офицеры ложились спать только с любимой двуручной даэдрической катаной под подушкой.
Ситуацию нужно было срочно менять.
Никто меня нежного удивительного не любит!
Понятное дело, очевидным решением было взять да и купить танки, всем, каждому, и чтоб никто не ушел. Танки можно было купить в метрополии, в США и в Советском союзе. Получить танки из Англии мешал один морской лев, в Советский Союз идти побоялись - а ну как там танки скоррапченные, заведутся ночью духом коммунизма и аяй. Остаются США.
США танки, в принципе, продать были готовы.
Только их не было.
Завод "Крайслера", на котором должны были быть построены ТЫСЯЧИ м3, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ танков, которые ПОКОРЯТ весь мир от Европы к Неве на восток, в сентябре сорокового года был только сдан. А имеющиеся М2 средние - это хоть и неплохие машины, но производятся в ничтожно малых количествах, а наращивать производство ради одной Австралии в ущерб "Ли"/"Грантам" никто не будет. И вообще их хочет советский союз.
Кроме того, если М3, хороший и красивый, купить в Америке, то его ж надо везти. Через тихий океан. А там епонцы =( А если не через тихий, то немцы. Да и конвои золотыми получатся.
Опять же, "генерал ли", конечно, и силен и смел и как вообще, но некоторая архаичность и переходность конструкции его были очевидны даже таким заядлым милитаристам, как австраляки.
В конечном итоге решено было сделать свой танк. Типа-как-М3, только лучче.
Я знаю, как действовать, я знаю как что все делать! Я знаю, как держать нож и вилку. Как пользоваться вообще всем!
Итак, каким должен быть австралийский танк?
Танк должен быть крейсерский, потому что действовать предполагалось не только на территории родного континента, где хоть на меркавах рассекай, но и на островах Тихого океана, Малайского архипелага и в Юго-восточной Азии. То есть танк, во-первых, надо будет туда возить, во-вторых, на месте передвигаться он будет не по шоссе и автобанам, а по говну и пиздецу. Поэтому хорошо бы уместить машину в 20 тонн. Лучше-меньше. Бронирование лобовой проекции - толщиной 40 мм и более, чтобы игнорировать хилые пушечки епонцев, а затем и вовсе вносить травматично. Пушка - двухфунтовка, иных не завезли. Наконец, танк должен быть дешевым. Для этого предполагалось по-максимуму унифицировать его со всем, чем можно, только чтоб уже было в коммерческом выпуске. Например, с тем же М3.
Вот примерно такое техзадание и выдал генштаб в ноябре сорокового года прибывшему из метрополии организовывать танки полковнику Уотсону, у которого были усы, собачка и смешной, по мнению местных, выговор.
Ладно, усы и собачку я выдумал. Но выговор точно был смешной.
А, и да. Танков нужно две тысячи. А ты думал это кингуруфакинг гейм, сынок? Австралия стронк. Типичная, кстати, ситуация для страны с молодым танкостроением - американцы изначально тоже планировали строить "ли" в количестве стотыщмиллионов штук, складывать их в штабель и с верхушки штабеля подглядывать за голой евой браун.
Так появился AC-I Sentinel. AC - это "австралиэн крейсер", да.
Для начала выяснилось следующее: австралийская промышленность
Ходовая часть. Ли имел шесть катков малого диаметра, разделенных на три тележки с вертикальными пружинами, ведущее колесо спереди, без поддерживающих роликов. Всё хорошо, но... Австралийцы ненавидят все вертикальное. Поэтому пружинки были сделаны горизонтальными. По слухам - "как у
Катки, кстати, тоже решили делать не как у "Ли". Все не как у "Ли". Только гусеница - как у "Ли". Поначалу. Кто там сказал унификация? Лёрн зе свим, айлл си ю даун ин аризона бей.
Окей, с ходовой частью, вооружением и технологиями изготовления корпуса разобрались, остался двигатель.
Изначально в хотелках значилась американская дизельная "звезда" от "Guiberson", которая ставилась в ленд-лизные "Гранты" и в "Стюарты". Однако этих двигателей во-первых - мало и самим не хватает, во-вторых - опять же везти из америки.
Выход был найден нетривиальный: три 110-сильных "Кадиллака", установленные... П-образно, т.е. два по бортам и один в корме. Ладно хоть все три вращали один вал. По лошадям выходило примерно как звезда. Конструкция за внешнее сходство и с немалой долей самоиронии была прозвана "клевером". Австралия - это технологично, ня.
Опять же, если нет звезды, то и танк не обязательно делать бронемаршруточной компоновкой с упором на высоту. Получившийся корпус вышел вполне компактным.
Ну вот, вроде, и танк. Но, конечно, не хватает немножко омскоты. Поэтому танку дали два пулемета с водяным охлаждением. Nevar enuff dakka.
Итак, вышла машина с двухфунтовкой, литой башней и корпусом со ступенчатой лобовой деталью толщиной около 65 мм, курсовым и спаренным пулеметом, силовой установкой из строенных автомобильных бензиновых двигателей, трансмиссией во лбу танка, массой двадцать восемь с чем-то-там тонн и подвеской типа "французские ножницы". Это и есть AC-I. Кстати, вот он:

Очень, очень неплохо, я считаю. Кроме неплохих табличных характеристик, танк вышел довольно технологичный (под него даже построили свой завод), лишенный некоторых неприятных детских болезней (двухместной башни, например, или малого количества эвакуационных люков), относительно неплох в обслуживании - силовой агрегат закрывался удобными двустворчатыми лючками, ящички под ЗИП вместительные, ПТБ, ну, вот это все. Приборы наблюдения выдали, опять же, чуть ли не всем членам экипажа. Красота. Не совсем красота, конечно - движки греются (и вообще их три штуки на один дифференциал), башня поворачивается неохотно... Но это все не страшно. Запускаем в серию.
Только на дворе уже конец 42 года. Пока суть да дело, прошло 22 месяца. Американцы уже поставляют "Стюарты", британцы готовятся выслать первые "Матильды" и "Валентайны". Пока разворачивалось и набирало темпы серийное производство, на горизонте замаячили "Ли" и "Шерманы", а США не только начали войну с Японией, но и здорово прижали последнюю под Мидуэем, в результате чего у страны классных флагов появились более насущные проблемы, чем завоевание фабрик кроссовок из кенгуровой кожи.
Засим, наклепав около шести десятков этих замечательных машин, австралийский генштаб остановил конвейер. До этого, правда, успели зодезайнедь ряд модификаций AC-I: с шестифунтовкой и без спаренного пулемета (АC-I mark Ia), и с двадцатипятифунтовкой(АC-1 mark Ib), а также с нормальной человеческой звездой Pratt & Witney на 400 лошадей (Scorpion). Но делать их не стали.
А ещё при производстве корпусов первой пары десятков танков технологи переволновались, и сталь получилась, ну, не очень броневая. Ну и ладно.
А все нехорошие!
Параллельно с немного затянувшимися работами по AC-I велись и работы по AC-II. Этот танк хотели сделать на автомобильных узлах и агрегатах - как Т-60, да. Например, поставить дизельную спарку. Чтобы у разжиревшего из-за литого корпуса и массивной силовой установки хомячка не отломились автомобильные ножки, хомячку предлагалось похудеть до 20 тонн, для чего бронирование несколько уменьшить, курсовой пулемет - убрать, а лобовую плиту сделать наклонной. Вроде. Ещё вроде должна была быть шестифунтовка. Но не взлетело. И вообще чего об этом танке рассказывать. Перейдем сразу к следующему.
Следующим, и очень интересным образцом, у нас идет машина за порядковым номером AC-III. Кстати, вот она:

Тут надо сказать, что австралийцы любят фугасы. Очень. Они даже сделали вариант "Валентайна" CS. Ну ладно, не они. Но они стояли рядом и тоже очень хотели. И "Матильды" гаубичные у них были. И у каждого ребёнка радостного смеющегося в кулачке зажат комочек аммотола.
Ещё австралийцы любили двадцатипятифунтовку. Нет, ну, её все любили, но австралийцы - особенно пылко. Они даже переделали 25-фунтовку так, что каждый австралийский солдат мог лично носить свою пушку с собой по Новой Гвинее ,а ночью в палатке при свече читать ей сказку про буньипа.
Как вы, наверно, уже догадались, дело шло к установке замечательной пушки в замечательный танк. Это должна была быть улучшенная версия. Планы на вышеописанную процидурку были ещё относительно первой модификации танка, однако корпус второй всем так понравился, что было решено использовать его - с наклонной спрямленной лобовой деталью, без пулемета, и, кстати, радиста тоже выкинули. Люди не нужны, нужны снаряды. Вот их и положили на место заряжающего. Заявлен боекомплект аж в 120 снарядов (60 бронебойных и 60 ОФ и дымовых), при изначальном БК в 130 снарядов к 2-фунтовке. То ли врут, то ли заряжающий был такой жирный и на своем рабочем месте возлежал в шезлонге. Силовую установку тоже перетряхнули: вместо крестообразной наркомании поставили опять же три бензиновых двигателя, но других, и не независимо, а в одну установку с единым картером. За счёт падения отбора мощности на кручение, вращение и трение всякой хуйни (а также за счёт чуть более мощных моторов-доноров) суммарное количество лошадей подросло до почти 400. В освободившееся место запихнули лишний бак.
Вот в таком виде танк и был построен в количестве, вроде бы, трех. Выглядело это так (картинка говно, да):

Ещё 200 штук заказали, из низ 150 даже находились в разной стадии сборки, а потом всё отменили. Почему? Потому что оставшихся японцев можно было добить и халявными "Матильдами". А все равно танк - вин.
Кстати, о 25-фунтовке. Устанавливали её в слегка модифицированную (под большие противооткатные устройства) башню, которая, однако, монтировалась под тот же погон. Из-за этого заряжающему было ,мягко говоря, тесненько. А ещё неиллюзорно повышался шанс получить замком по хитрой крокодильей морде. Поэтому был предложен проект по расширению башенного погона (со 137 до 178 см), что, однако ,потребовало бы, судя по всему, переделки корпуса (по типу КВ-85 и Т-54). Но к этому моменту танк уже списали со счетов. А жаль.
Для новых модификаций, ввиду увеличенного веса последних ну и вообще, была опробована и новая подвеска:

Это то ли свечки, то ли торсионы с амортизатором на каждый каток - норкомания конечно, но весь этот пост состоит из норкомании чуть более, чем хонорик.
Нивзлетело, полагаю, потому же, почему и все прочие модификации: нет танков - нет модификаций. А ещё потому что не нужна.
Прежде, чем воображаемого метаинженеров успели оттащить от кульмана (трансэфирнымтягачом на базе М3 "Ли" ,кстати), он успел выдумать ещё кое-что: AC-IV, "Сентинель" с 17-фунтовой пушкой.
Я точно не знаю, как так вышло. Наверное, одуревшие от крови АНЗАКовцы планировали рашануть Берлин. Но факт остается фактом: Придумали, спроектировали, засунули:

Как может заметить внимательный читатель, корпус тут старый, от первой модификации, а не прогрессивный, от третьей. Насколько я понимаю, перед нами одна из предсерийных машин (E1, E2, E3), которые построили ещё до основной модификации и использовали в дальнейшем для испытания технологий. А в дальнейшем 17-фунтовку планировалось ставить на корпус от третьей модификации, с прямым лбом и более мощным мотором который.
Нивзлетела эта модификация , разумеется, из-за диверсии хитрых японцев, которые взяли да и не построили нормальные танки. Эпик вин непрямого воздействия!
Нераскрытым остался только вопрос знаменитой двуствольной модификации "Сентинеля", вот этой:

Насколько я понял, эта модификация никогда не предполагалась как серийная. Просто у наркоманов, запланировавших 17-фунтовку в "Сентинель", возникли сомнения насчёт цельности конструкции после выстрела из такой-то дуры. Чтобы проверить степень треська хомячка которую вызовет воздействие этого рояль пенетратора, в башне и смонтировали две 25-фунтовки, чтобы "симулировать" нужную энергию выстрела. Такие дела.
Теперь нужно рассказать, как воевали бравые "Сентинели".
Никак не воевали.
Потому что война не нужна.
Заключение
Считаю, что говорить об австралийском танкостроении и не упомянуть машину, ставшую венцом его развития - святотатственно:

|
</> |