Недавно в поддержку Константина Райкина, обрушившегося с
гневной речью на Министерство культуры, высказался бывший министр
Михаил Швыдкой. На вопрос, негоже ли Райкину на деньги
налогоплательщиков ставить малопосещаемые спектакли, нынешний
спецпредставитель президента по международному культурному
сотрудничеству заявил, что «это, безусловно, деньги
налогоплательщиков, но все налогоплательщики разные… Первоочередная
забота Министерства культуры, как я ее понимаю, – не вопрос «Кому
дать денег?», а именно забота о сохранении этой сложности и
пестроты. Искусство не учит любить Родину. Это делают папа с мамой.
Искусство – доказательство ее величия».
Самое смешное во всей этой истории с Райкиным, который клеймит
Министерство культуры за мракобесие, заключается в том, что это
самое Министерство культуры выделило на существование райкинского
театра «Сатирикон» только в этом году свыше 235 млн рублей. За
вычетом выходных, это практически по 1 миллиону рублей в
день!
При этом театр наполняется только наполовину и по этому
показателю является худшим из московских федеральных театров. Всё
это сказано не раз, но что это реально значит? Это значит, что на
райкинские постановки люди не ходят. Государство или
налогоплательщики (кому как нравится) платит почти по миллиону
рублей в день на существование невостребованного зрителем и
неинтересного зрителю театра во главе со сварливым сыном советского
комика — в переводе на наши деньги «камеди клабовца».
Представляю, какой плач Ярославны поднялся бы, если б сын
какого-нибудь Тимура Батрутдинова получал бы по миллиону на театр,
в котором едва заполняется половина мест. Кричали бы: коррупция,
кумовство, блат, освоение средств! А тут вроде всё в порядке. В
поддержку Райкина высказались уже и Алексеева, и Ахеджакова, и
Звягинцев с Макаревичем. Между тем, финансирование «Сатирикона» — 4
не построенных детских сада в год. Если брать расценки Москвы. В
регионах и того больше. Это если параллельно закрывать глаза на его
коммерческую деятельность Райкина.
Так что вопрос, ради чего мы лишаемся этих четырёх или больше
детских садов ежегодно, встаёт в полный рост. Ради «сохранения
пестроты»? Пестрота, конечно, штука важная, без иронии. Но ведь
Райкин такой «пёстрый» не один. Тот же звягинцевский «Левиафан»
обошёлся бюджету в 220 млн рублей! Неудивительно, что Звягинцев
поддержал Райкина, они в одной «пёстрой» лодке. Но ведь «пёстрыми»
Райкиным и Звягинцевым дело не исчерпывается. У государственной
кормушки стоит целая очередь из «пестроты». В 2016 году Фонд кино
распределил между продюсерами 2,8 млрд рублей (часть средств,
безусловно, окупилась).
Что по этому поводу хочется сказать: поддерживать культуру
надо, но культура не свободна от идеологии ни на секунду. Каждый
крупный блокбастер продвигает те или иные политические и
эстетические коды. Американское кино почти всегда про американское
величие, часто — про борьбу с терроризмом, нередко — про
перспективные направления американского развития (космос,
робототехника, финансовый рынок и так далее). Чистое искусство ради
искусства возможно и даже необходимо, но как экспериментальная или
инновационная площадка, тратить на содержание которой сотни
миллионов рублей холостых расходов нелепо. Это салонное искусство,
камерный формат — что и доказывает малая заполняемость райкинских
залов (уверен, ещё и завышенная по бумагам). Тем более Райкин — это
даже не кино, а театр, суммарный зритель которого в сравнении даже
с плохоньким третьесортным кинопрокатом много-много меньше.
А ведь Райкин — это даже не искусство ради искусства. Человек
пытается делать актуальные пьесы, но очень слабенько. Всего одна
премьера за сезон. Да и темы так себе. Спектакль «Все оттенки
голубого» посвящён неприятию в обществе гомосексуализма: молодого
паренька родные пытаются «лечить» от гейства. Хочется спросить:
Райкин что, всё ещё в 1980-х живёт? Проблема по нынешним меркам
надуманная и не очень-то актуальная. Открытые геи преспокойно живут
себе в России, а уровень терпимости к ним даже по тенденциозным
ЛГБТ-рейтингам у нас не сильно отличается от тех же Польши и
Эстонии. Ну и что такого «пёстрого», важного и актуального даёт нам
«Сатирикон» Райкина с его одной премьерой за сезон и
финансирвоанием в 235 млн рублей? Спектакль похож на отчаянную
попытку заигрывания с гей-аудиторией. Именно отчаянную. Человек
понимает, что ест чужой хлеб. Но даже среди геев особого отклика не
получает.
В ответ идёт последнее средство — махание угрожающей тряпкой
«цензуры». Хочешь урезать финансирование — цензура. Посмел
усомниться в актуальности райкинских постановок — цензура. Имеешь
какое-то мнение против Райкина — цензура. Остаётся замолчать и
продолжить отстёгивать 235 млн в год и не забывать увеличивать с
учётом инфляции. Иначе, получается, ты за цензуру?
А по-моему надо назвать вещи своими именами: сохранение
«пестроты» Райкина обходится слишком дорого и забирает хлеб у не
таких «пёстрых», но более перспективных постановщиков и режиссёров.
Цензура тут особо не при чём. Конечно, наше государство смотрит на
американский кинематограф или английский театр, где Камбербэтч
своей игрой продвигает Шекспира и британскую сцену в массы, и
по-хорошему завидует. Эти 235 млн пустить бы на что-нибудь такое
же, но продвигающее русскую культуру. А нельзя — потерявшему нерв
времени Райкину нужны все эти деньги и высказаться про «голубых».
Это смешно. Уж лучше тогда пустить деньги на новые садики.
Источник:
http://gvardeets.livejournal.com/35576.html