Рассматривая картины: "Дама в голубом"
tvsher — 09.09.2021 Давно я ничего не выкладывала по этой теме, настроения не было. А вот материала много накопилось, на несколько постов хватит. Сегодня хочу рассказать о портрете работы английского художника Томаса Гейнсборо."Портрет дамы в голубом". Художник Томас Гейнсборо
Есть мнение, что Гейнсборо нарисовал дочь адмирала Боскауэна Елизавету, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Но это не точно, а поскольку других предположений
К слову сказать, этот портрет - единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России. Хранится картина в Эрмитаже, куда была передана по завещанию после смерти егермейстера А.З.Хитрово (ударение на последнем слоге) в 1912-ом году.
Представитель курской ветви древнего дворянского рода Хитрово Алексей Захарович, егермейстер Высочайшего двора, действительный статский советник, заслуживает отдельного поста. Алексей Захарович был известным коллекционером, к концу жизни ставший обладателем богатейшего собрания отечественной и западноевропейской живописи, скульптуры и прикладного искусства. По его завещанию все коллекции, включая и "Даму в голубом" Гейнсборо, были безвозмездно переданы в Эрмитаж.
Портрет интересен не только тем, кто изображён на нём. А ведь, если версия верна, и это действительно, портрет герцогини Бофорт, то стоит отметить, что её мать Фрэнсис Боскауэн была одной из самых активных сторонниц леди Монтегю и участницей кружка синих чулок.
Синий чулок - именно так в эпоху Просвещения насмешливо называли учёную женщину, всецело поглощённую книжными интересами и лишённую какого-либо обаяния. Позже так стали называть всех женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьёй.
Встретила два противоречивые мнения о синих чулках...
Гюстав Флобер писал:
Синий чулок. — Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера
А вот П.А.Вяземский, русский поэт, литературный критик, историк, писал что
Женщины, синие чулочницы, или красные чулочницы, или женщины политические, парламентарные, департаментские — какие-то выродки, перестающие быть женщиной и неспособные быть мужчиною.
Резко однако, но да ладно. Вернёмся к портрету, который оказался в центре юридических споров на право использования изображения некой Ия Йоц, владелицей петербургского дизайнерского магазина одежды "Iya Yots", которая в 2005 году заказала у художника-оформителя стилизованную одноцветную производную работу от картины «Дама в голубом», при условии придать портретное сходство с лицом заказчицы.
Изображения использовались как декор на входе в магазин, так и внутри него, с целью создания благоприятной атмосферы в том помещении, в котором находится её коллекци.
Судебный процесс происходил в терминах торговых марок (товарных знаков). Сутью является обладание российскими музеями всеми имущественными и смежными правами на хранимое ими общественное достояние, включая права на создание любых производных произведений любой достаточной (в терминах товарных знаков) схожести. Что делает процесс интересным не только с чисто юридической точки зрения.
К слову сказать, Эрмитаж выиграл все процессы, которые были по этому делу. Его позиция в использовании изображений тех же картин, принадлежащих музею, остаётся твёрдой и неизменной: Чтобы использовать для каких-то вещей наше изображение (зданий, интерьеров или картин), надо просить разрешение Музея. Это закон.
А как вы относитесь к такой позиции Эрмитажа?
#осеньосень #10картин
|
</> |