рейтинг блогов

Рассказать – не значит воскреснуть

топ 100 блогов scinquisitor07.01.2018 «Экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств» — известный принцип, предложенный астрофизиком и популяризатором науки Карлом Саганом. Недавно я столкнулся с тем, что этот принцип и его обоснование оказались непонятными моему собеседнику (популяризатору православия) в фейсбуке. Меня спросили: почему я готов верить свидетелям, утверждающим, что у собеседника была свадьба, но не готов верить свидетелям, утверждающим, что они видели, как кто-то воскрес? Ведь свидетели могут ошибаться и там, и там. Почему критика свидетельских показаний как ненадежных источников информации не отменяет историческую науку, где часто используются именно показания конкретных людей?

Аналогичный аргумент приводит доктор богословия Иларион (Алфеев): «Если мы рассматриваем Евангелия как свидетельства, то единственная для нас возможность их по-настоящему оценить – это подходить к евангельскому тексту с доверием. Если мы не доверяем свидетелям, лучше нам их не слушать. Ведь если б следователь пытался расследовать некое дорожное происшествие, но заведомо объявил показания свидетелей недостоверными, он ничего бы не выяснил. Значит, доверие к евангельскому повествованию есть предпосылка к тому, чтобы его по-настоящему понять, а поскольку он говорит об Иисусе Христе как Боге и человеке, соответственно, только таким образом этот текст и раскрывается».

Ответить на этот аргумент поможет теория вероятностей.

Рассказать – не значит воскреснуть

Пример 1. Монетка

Пусть вероятность, что случайно взятое свидетельское показание ошибочно – 10%.
Свидетель подкинул симметричную монетку. Вероятность выпадения решки – 50%.

Если мы спросим свидетеля, что выпало на монетке, возможны 4 исхода:

1. Выпала решка. Свидетель говорит, что выпала решка. Вероятность такого исхода 45% = 0,45 = 0,9 (вероятность честного ответа), умноженная на 0,5 (вероятность выпадения решки).
2. Выпала решка. Свидетель говорит, что выпал орел. Вероятность такого исхода 5% = 0,05 = 0,1 (вероятность лжи), умноженная на 0,5 (вероятность выпадения решки).
3. Выпал орел. Свидетель говорит, что выпала решка. Вероятность такого исхода 5% = 0,05 = 0,1 (вероятность лжи), умноженная на 0,5 (вероятность выпадения орла).
4. Выпал орел. Свидетель говорит, что выпал орел. Вероятность такого исхода 45% = 0,45 = 0,9 (вероятность честного ответа), умноженная на 0,5 (вероятность выпадения орла).

Пусть в реальности свидетель говорит, что выпал орел. Какова вероятность того, что он врет? События 1 и 3 исключены (теперь мы знаем ответ свидетеля). Остаются события 2 и 4. Событие 4 (правда) в 9 раз более вероятно, чем событие 2 (ложь). Поэтому мы можем сказать, что свидетель скорее говорит правду, чем врет. Аналогично можно доверять и показанию, что выпала решка.

Пример 2. Лотерея

Пусть вероятность, что случайно взятое свидетельское показание ошибочно – 10%.
Пусть вероятность выиграть в лотерею 0,001.

Если мы спросим свидетеля, выиграл ли он в лотерею, возможны 4 исхода:

1. Свидетель выиграл в лотерею. И сказал, что выиграл. Вероятность события 0,0009 = 0,9 (вероятность честного ответа), умноженная 0,001 (вероятность выиграть в лотерею).
2. Свидетель выиграл в лотерею. И говорит, что проиграл. Вероятность события 0,0001 = 0,1 (вероятности лжи), умноженная на 0,001 (вероятность выиграть в лотерею).
3. Свидетель проиграл в лотерею. И говорит, что выиграл. Вероятность события 0,0999 = 0,1 (вероятность лжи), умноженная на 0,999 (вероятность не выиграть в лотерею).
4. Свидетель проиграл в лотерею. И говорит, что проиграл. Вероятность события 0,8991 = 0,9 (вероятность честного ответа), умноженная на 0,999 (вероятность не выиграть в лотерею).

Предположим, свидетель говорит, что не выиграл в лотерею. Какова вероятность того, что он врет?

События 1 и 3 исключены. Остаются события 2 и 4. Вероятность события 4 (правда) в 8991 раз больше, чем вероятность события 2 (ложь). Скорее всего, человек говорит правду.

Предположим, свидетель говорит, что выиграл в лотерею. Какова вероятность того, что он врет?

События 2 и 4 исключены. Остаются события 1 и 3. Вероятность события 3 (ложь) – 0,0999. Вероятность события 1 (правда) – 0,0009. Ложь более вероятна, чем правда. Скорее всего, человек врет.

Если человек говорит, что не выиграл в лотерею, в большинстве случаев ему можно верить без каких-либо дополнительных доказательств. Если человек говорит, что выиграл в лотерею, хорошо бы попросить у него дополнительных подтверждений. Например, пусть покажет выигрышный лотерейный билет.

Тут допускается, что люди врут по поводу выигрыша или проигрыша с одинаковой вероятностью. Если у нас появятся основания полагать, что это не так, то и это нужно будет учесть. Но примеры лишь иллюстрируют принцип: при прочих равных свидетель, утверждающий, что наблюдал нечто маловероятное, с большей вероятностью врет или ошибается.

Пример 3. Драконы, магия, воскрешение из мертвых

Пусть историки меня поправят, но я полагаю, что правдоподобные заявления в источниках (была война между двумя государствами) вызывают больше доверия, чем маловероятные (армия врага была уничтожена летающими огнедышащими драконами, колдуны сразили вражеского главнокомандующего заклинением).

В книге «Художественная историография Древнего Рима» доктора филологических наук Валерия Дурова написано:

«... греческий историк Фукидид, приступая к изложению истории Пелопоннесской войны, которую в последней трети V в. до н.э. вели между собой афиняне и спартанцы, пишет: «События войны я не считал уместным излагать так, как услышал о них от первого встречного, или руководствуясь своим личным мнением; я присутствовал при них лично или, узнав от других, рассмотрел их одно за другим с максимально возможным усердием. Это было трудным делом, потому что очевидцы передавали события по-разному, как подсказывала им память и расположение к одной из воюющих сторон. Возможно, отсутствие сказочного сделает повествование менее привлекательным для аудитории, но мне будет достаточно, если его сочтёт полезным тот, кто пожелает получить ясное представление о случившихся событиях и тех, идентичных или похожих, которые в том же самом или подобном виде могут произойти по свойству природы человека». Это программное заявление Фукидида о критериях, которыми он руководствовался при отыскании истины, закладывает основы так называемого прагматического, или аподиктического, по определению Полибия, направления в античной историографии. Во имя исторической правды Фукидид решительно отвергает все мифическое и сказочное».

Люди часто вступают в брак, но редко воскресают из мертвых. В медицинском журнале Lancet описаны расследования трех коллективных заявлений свидетелей «воскрешения из мертвых». В двух случаях оказалось, что жители деревни приняли незнакомца за умершего родственника (анализ ДНК опроверг гипотезу о близком родстве). В одном случае все указывает на то, что девушку похоронили еще живой. Если человек говорит, что был свидетелем свадьбы, то он с гораздо большей вероятностью сообщает правду, чем если утверждает, что кто-то воскрес. По тем же причинам свидетелям ограблений больше доверия, чем свидетелям инопланетян.

Вышеизложенное не доказывает, что тот или иной мифический персонаж гарантированно не воскресал. Конечно, мы можем ошибиться с выводом. И нам стоит учитывать новые сведения, если таковые появятся. Наука – не истина в последней инстанции, а постоянное стремление к ней – путем все новых и новых уточнений. Я говорю о лучшей гипотезе, о том ответе, который честный рациональный человек должен дать сегодня исходя из имеющихся фактов: никто не воскресал. Свидетели ошиблись, нафантазировали, соврали или стали жертвой неправильных пересказов. Но сомневаюсь, что отечественные теологи учтут это замечание в своих «научных» трудах.

Дополнительное чтение: Теорема Байеса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
То, с какой вероятной натугой коллективный Запад пытается натянуть на Иран якобы вину за упавший под Тегераном Боинг, не может не вызывать иронию Кругом звучит "ссылаясь на анонимные источники СМИ сообщили", означает вброс информации, за которую никто не отвечает и ответственности не ...
в выходные было два дня ударного шопинга. серьезно, ударного - по вечерам без сил валилась на диван с тарелкой салата, закидывала ноги на подушку и смотрела футбол в полусонном состоянии)в очередной раз убеждаюсь, что шопинг - это тяжкий труд. кто ...
значит пора ...
Завтра будет нужна помощь в продвижении поста, который я хочу посвятить подробному разбору антисоветского высера либералов. Здесь можете глянуть , если не брезгуете. Прошу помощи участием и раскрутке моего ответа. Я, как всегда, буду двигать его через промо, тем более благодаря вашей ...
О Содружестве наций – и WWW Во второй понедельник марта отмечает свой день прелюбопытейшее объединение – Содружество наций (Commonwealth of Nations), которое до 1946 года называлось куда более конкретно – «Британское содружество наций». Сейчас в него входят пятьдесят два ...