Франция-2023. 13. Турню, Монреаль
sova_f — 01.05.2024Paris – Provins – Essoyes – Troyes – Auxerre – Chablis – Essoyes – Flavigny-sur-Ozerain – Semur-en-Auxois – Essoyes – Langres – Dole – Arbois – Source de la Loue – Lods – Ornans – Besançon – Arbois – Belvédère du Fer à Cheval – Cascades du Hérisson – Baume-les-Messieurs – Château-Chalon – Arbois – Bourg-en-Bresse – Roche de Solutré – Cluny – Préty – Tournus – Montréal – Noyers-sur-Serein – Tonnerre – Essoyes – Moret-sur-Loing – Fontainebleau – Barbizon – Paris
Начало: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
28 сентября 2023 года
Собрали манатки в дальнюю дорогу, позавтракали – и в путь. Сначала городок Турню, а в нем главное – старинное аббатство. Парковку нашли где-то недалеко от аббатства и прям бесплатную, даже удивительно. По дороге к аббатству такая вот красная улочка с галереями
По утренним улочкам мимо туристической конторы
Вот сюда!
Основная достопримечательность города – жемчужина романской архитектуры национального значения, средневековая церковь Сен-Филибер, оставшаяся от бывшего Бенедиктинского аббатства. Считается, что самые древние ее части были построены в XI веке в романском стиле, а более поздние включают элементы ранней готики.
Когда-то здесь был древнеримский каструм, известный с VII века благодаря святилищу, посвященному святому Валериану (редакторы, молчать!). А в IX веке пришли сюда монахи из Нуармутье, принесли с собой мощи своего покровителя Святого Филиберта, город стал важным религиозным центром, а в этом месте было основано аббатство. Удивительно: чуть ли не впервые слышу имя Филибер (Филиберт), но так всегда бывает: уж если попадается впервые, то сразу два дня подряд. Понятно, что вчерашний Филиберт – не сегодняшний, тот был герцог и жил в XIV-XV вв., а этот святой и жил в VII веке.
Нартекс и его своды. Не знала, что такое "нартекс", оказывается по-русски это притвор — пристройка перед входом в христианский храм (обычно примыкает к западной стороне).
И его фрески
Колонны нефа
Витражи в хорах и нефе сделаны в конце 60-х в современном абстрактном стиле (все равно красивые!). Автор – maître verrier Brigitte Simon, issue de la grande famille de verriers de Reims (из большой семьи реймских стекольщиков – трогательно сообщает французская Вики)
Арки и колонны крипты. Они розовые, романского стиля. Крипта – практически подземная церковь с семью часовнями, и в одной из них хранится саркофаг св. Валериана, который проповедовал здесь во втором веке.
Фреска из крипты
Станции пути
Орлы
Орган аббатства и витраж одной из часовен
Безумные капители колонн главного нефа
Часовня Сен-Мишель (остатки романской архитектуры IX века и лестница, ведущая в башню)
Церковь хорошо укреплена – очевидно, защищенность была немаловажным фактором при строительстве.
А мы идем дальше.
Помимо аббатства, есть ведь и сам город.
Это мы на мосту через реку Сона, на которой стоит Турню.
Отсюда можно запечатлеть аббатство, как ему положено, с двумя башенками. А то на всех предыдущих снимках видно только одну.
Прогулялись по мощеным улочкам городка.
Маленькая мэрия. Перед ней – статуя Жан-Батиста Грёза, родившегося в Турню (1725—1805, ведущий жанрист и портретист позднего рококо, один из крупнейших художников эпохи Просвещения).
Колонка понравилась.
Стрелка указывает на две другие достопримечательности городка – музей Грёза и городской Hôtel-Dieu с аптечным магазином. Но до них мы сегодня не добрались. И не успели разобраться с египетским богом-бабуином, который сидит себе в тенечке – зачем он здесь и почему?
Дальше надо было решать, куда заехать по дороге с этого
относительного юга на наш относительный север. Три звезды на
относительном пути до Эссуа было только у Аббатства Фонтене
(включённого в список Юнеско), но Л. сказал, что аббатств за эти
три дня с него определенно хватит, и тогда мы выбрали три места,
которые не аббатства:
1) городок Монреаль, которого нет даже в Мишлене, а велел туда
заехать Олег,
2) городок Нуайе-сюр-Серен, куда мы должны были заехать в День
Большой Поломки,
3) городок Тоннер, где василиск.
В этот пост влезет только Монреаль.
Где-то здесь припарковались
И заходим в Нижние ворота города (XIII век).
Здесь хорошо видна тройная стена укреплений.
Надпись обещала, что войдя в ворота, мы попадем на несколько веков назад. И правда попадаем.
На стенах уйма постеров с информацей, ходишь, как в музее. Вот история Монреаля.
Чувак с рыбой (почему-то).
Вот подвальчик на картинке
А вот и в натуре.
И этот домик тоже был на плакате.
Еще более маленькая мэрия (чем в Турню)
И маленькая школа.
Охота за тыквами продолжается, вот тыква как раз крупная уродилась.
Саламандра – эмблема короля Франциска I.
В первой половине XVI века он вернулся в эти края, чтобы возглавить Бургундское герцогство, подписал хартию об освобождении, утвердил привилегии жителям. В благодарность за прием, оказанный ему в Монреале, король сделал щедрое пожертвование капитулу коллегиальной церкви. Предполагается, что каноники использовали этот дар для изготовления красивейшего деревянного хора (Вики призывает не путать с хорами, а я – с другим хором, который поет). "...В крупных западноевропейских соборах... хор обычно занимает большую часть нефа – от средокрестия до алтаря. Он огорожен от прихожан оградой, решёткой или высокими спинками кресел священнослужителей..." – см. ниже.
Маленький человечек в нише. Что у него в мешочках? Я когда-то знала, но забыла.
Ну, с такими общежитиями мы уже в Германии познакомились.
Выходим из других ворот. Всего их было четыре, но сохранились только двое, Верхние и Нижние. Это Верхние.
А за воротами – церковь Collégiale Notre-Dame de Montréal. Церковь была построена в XII веке (в переходный период между романским и готическим стилями) семьей Ансериков, правителей Монреаля, на вершине холма рядом с их замком. Архитектор Эжен Виоле-ле-Дюк, отвечавший за реставрацию церкви, называл ее настоящей архитектурной жемчужиной.
Роза – одна из самых старинных во всей Франции (романский стиль, еще не готика). И портал, исполненный красоты и благородства.
Французская Вики рассказывает любопытную историю реновации церкви во время Великой революции – помимо прочих новшеств, на фронтоне появились слова Liberté, Égalité, Fraternité (потом, конечно, стерли, но знаючи – можно разглядеть, хоть и не на нашем фото).
А вот и вышеупомянутый хор. Он датируется XVI веком, и это эпоха Возрождения, знаменующая собой возвращение к древнегреческому и римскому искусству (характеризуется, например, обилием листвы и прочих растительных мотивов). Внутри — деревянные скамьи для клира, а по сторонам — лекториум и кафедра. И здесь я узнала новое слово – Мизерикордия. Это такая полочка, часть сиденья, которая откидывается, позволяя каноникам отдыхать во время длительных служб, не садясь, отсюда и название.
Барельефные панели в нижней части изображают библейские сцены. Тут у нас слева – первородный грех, а справа – благодетель и порок.
Внизу – мастерская Иосифа, вверху – эмблема Монреаля, "друзья" (Les compères). Считается, что резчики по дереву братья Риголле запечатлели самих себя как добрых бургундцев за кувшином вина в перерыве между работой. Слева на заднем плане – кафедра.
Два льва.
Люди за пюпитром.
Церковное кладбище.
Сопроводиловка гласит, что такие гербы овальной формы принадлежали замужним женщинам или вдовам.
Сова монреальская
Выходим обратно из Нижних ворот и едем дальше. Снова длинный день, еще два городка, будут в следующем посте.
|
</> |