Рассекая волны.
prime_woman — 28.10.2023Посмотрела фильм, ну что могу сказать, что после первого просмотра, что после второго осталась в полном замешательстве. Конечно , эта картина , как настоящее искусство действует на эмоциональную сферу очень мощно. То, что это сказка, то что это вымысел и в каком то роде притча от Триера –это все понятно, дадим право кинокритикам разбираться во всех тонкостях художественного замысла, не будем забирать у них хлеб. Но Триер умело вовлекает в картину даже самого обычного зрителя, заставляет вжиться в происходящее на экране и искренне , до слез переживать за героев.
Искусство, по Триеру,— мистический дар, однако, в отличие от веры, не несет за собой морали. Поэтому все эти выводы, что кино или литература учит чему то людей , поступать так или иначе, все полная чушь. Нет не учит. Единственно чему учит хорошая книга или кино- это учиться думать, и то наверное не всех.
Итак , нам представлена история любви . Девушка Бес проживает в очень религиозной среде, сама искренне верит в Бога, даже ведет диалог с Господом . Сразу понятно, что Бес девушка необычная, и отличается от остальных членов этой религиозной общины. Действие происходит где-то в шотландской провинции. Суровый морской пейзаж очень гармонирует с суровыми нравами местного общества. Отцы церкви имеют огромное влияние на жизнь своих прихожан. Все чинно и ладно, пока Бес не решает выйти замуж за иностранца. Интересный момент, что именно «чужаки» могут оценить по достоинству мягкую ,живую и впечатлительную натуру главной героини. Для местных она , как минимум , человек с неустойчивой психикой. До определённой поры ее просто жалеют, пока она соблюдает приличия, когда начинает нарушать законы общества, становятся очень жестокими и выгоняют ее . Даже родная мать.
Да, и правильно заметил Толстой, когда люди вступают брак , настоящая любовная история только начинается, а не заканчивается на этом. Ну вот и началось.
Ян, муж Бес , уезжает на вахту в море , Бес переживает, естественно , как истинная верующая просит Бога вернуть любимого поскорее. Происходит авария на буровой, Ян раньше срока возвращается домой, но уже полностью парализованным калекой. Естественно , впечатлительная Бес винит во всем себя. Череда операций не дает никаких результатов. Яну , естественно трудно видеть возле себя молодую здоровую жену , которой так нужна его любовь, но он не в состоянии дать ей то, что давал когда был здоров и полон сил. И он предлагает ей завести любовника.
Вот тут начинаются всегда вопросы. Зачем он это сделал? Я думаю , что Ян хотел как лучше, Бес не могла без любви, и он думал, что если она найдет кого то еще, забудет о нем. Понятное дело, она послала его с этим предложением. Но что происходит дальше , тут тоже у меня всегда возникает вопрос, Ян становится садистом под воздействием наркотиков и близости смерти , зная как воздействовать на экзальтированную натуру Бес , когда предлагает ей заниматься любовью с первым попавшимся и после рассказывать обо все ему, аргументируя это тем, что таким образом она поможет сохранить их любовь, а значит и его жизнь. Мотивы не ясны. Послушаю других.
Бес трудно дается это решение, она не просто переступает через себя , а реально ломает и начитает исполнять то, о чем просил ее муж.
Сразу скажу, я все понимаю, что тут показана гипертрофированная жертвенность, на которую я , человек рациональный не то что не могу пойти , предложив мне муж такое, но я даже не могу персонажа киношного понять, честно. И там, в кино никто не верил в то, что у нее получится, даже те, кто ее любили , захотели отправить ее в психушку ради ее же блага. И Ян не верил тоже. Он ее любил, но не понимал ее вот этой наивности и впечатлительности, не понимал насколько она сильная и пойдет на все ради своей веры . Веры в чудо. И чудо происходит, да только Бес это добилась не только ценой полного презрения , непонимания и отверженности в обществе, но ценой собственной жизни. По другому наверное чудеса не происходят в этом мире.
Если почитать биографию Триера, то можно узнать, что он родился в семье коммунистов, был и остается атеистом . Но как ему, атеисту, удалось создать такой образ искренне верующей девушки? Как мне кажется, Триер, так же как и Достоевский и Толстой вкладывает часть своего иррационального «Я» в своих героинь. А в мужчин –рациональное. И что мы видим, иррацио побеждает весь этот рациональный мирок.
Это мои первые впечатления. Хочется прочесть остальных, не скупитесь , пишите)
|
</> |