Раскольников глазами литератора и психиатра.

Хочу попробовать новый формат обсуждения произведений
классической литературы. Учитывая, что некоторые герои
Достоевского, Толстого , Лермонтова , Чехова и тд
вполне могли бы оказаться на приеме у психиатра , решила
проанализировать их характеры с точки зрения словесника
и психиатра одновременно. Пока нашла только попытку
психоанализа поведения Раскольникова , поэтому начнём с него.
Сначала дам этому герою свою характеристику , а в
первых комментариях скину ссылку на аналитику от психиатра.
Итак. Три чёрные карты вседозволенности.
Первая чёрная карта. Наполеон. Чтобы понять
мотивы поведения Раскольникова , сначала надо
поговорить о Наполеоне . Не считаю Наполеона
выдающейся личностью. Он герой волею судьбы. Такое нередко
бывает, когда волна истории поднимает на недосягаемую высоту
совершенно заурядного мужчинку. Неслучайно его успех был предметом
зависти мужчин нескольких поколений. Как это : без особых
достоинств так высоко взлететь ! А на самом деле он
просто баловень судьбы и результат множества сложившихся в
его пользу факторов. И закончил свои дни в полном
забвении, когда опять же слепая неведомая сила, играючи,
точно так же, как и вознесла, вышвырнула его на обочину истории.
)
Вторая черная карта. Раскольников. Можно попробовать
хотя бы понять, а что происходило в душе
Раскольникова , который мучительно завидовал знаменитому
французскому императору , вынашивая свой страшный замысел
-провести эксперимент над собственной душой и проверить
себя, сможет ли он, подобно Наполеону ,
переступить через чужую кровь? Его теория вызревала в
голове на фоне ужасающей нищеты . Вот он выходит из своей
тесной каморки , похожей на шкаф, вот старается
незаметно проскользнуть мимо хозяйки . Он,
возомнивший себя человеком особой, высшей породы ,
вынужден прятаться и испытывать
мучительное унижение от безденежья. Вот входит во двор,
похожий на колодец , где витают отвратительные
запахи помойки . Жизненное пространство словно смеётся над
ним. В душе он видит себя великим, а
в реальности ведёт жизнь униженного маленького
человечка. И он решает одним махом изменить эту
постылую реальность. А механизм вызревания его индивидуализма
гениально выражен Пушкиным в поэтической формуле " Мы все
глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно."
И словно иллюстрируя эту мысль ,
Достоевский вооружил Раскольникова бесчеловечной
теорией , которая состояла в том, что для достижения
успеха в обществе нужна способность переступить через
общепринятые человеческие моральные нормы (и
через запрет на убийство тоже ) . Достижение
своей цели (любой!) не имеет никаких моральных
преград , а сама цель становится
самоценной. Раскольников решил проверить
себя, сможет ли он стать такой сильной личностью , как
Наполеон , который ради своей прихоти по
мановению руки мог послать на смерть тысячи людей . Наполеон
в те времена всё ещё оставался кумиром для многих .
Каждый крайне честолюбивый и амбициозный человек мечтал
о своём Тулоне. Идея власти сильной личности над миром
тогда просто витала в воздухе . Ницше в
книге " Так говорил Заратустра"
представил модель сверхчеловека и высказал мысль,
что психология переходных эпох содействует нарождению сильных
характеров, приближающихся к типу "сверхчеловека". И ведь
Раскольников не опереточный злодей , лишённый от природы эмпатии,
он умеет сочувствовать и даже помогает Мармеладову, которого явно
жалеет. Как получается, что из , казалось бы, безобидного молодого
человека он так легко превращается в убийцу , лишившего жизни сразу
несколько человек? Он ведь убил старуху, хотя какая старуха, ей
было около шестидесяти , кажется , и её сестру , которая
предположительно была беременна.
Третья черная карта .Современный Раскольников, Соколов. "Тварь ли
дрожащая, или право имею" . Человек решил доказать самому
себе, что имеет право лишить жизни другого,
по его мнению, не заслуживающего
этой жизни. А главные внутренние причины : жажда
власти . Необязательно власти
политической, хотя бы власти над другим человеком( в данном
случае над юной студенткой ) Анализируя глубинные
мотивы поведения Соколова, понимаешь, что у него, как у
любого абьюзера, не было представления о личных границах
другого человека. Он считал , что если женщина вступила с ним
в близкие отношения, это означает, что отныне
он автоматом становится её господином,
её хозяином , и у него в таком случае теперь
право казнить её или миловать.
Пришла к выводу , что многие так нифига в этом романе не поняли.
Раскаялся ли Раскольников? И что именно послужило для него
наказанием? Что чаще всего толкает человека на преступление? Каковы
мотивы преступления Раскольникова? Зы : кстати , есть довольно
приличный фильм 1969 года и сериал 2007 года по роману
Преступление и наказание . Сериал не смотрела и ничего о нём
сказать не могу.