РАСКОЛЬНИКИ СРОДНИ ВЕТХОЗАВЕТНЫМ ЖЫДАМ
graf_orlov33 — 11.03.2023... Раскольники говорят и думают, будто их вера правая, ни в чем
неизмененная, как было в начале. Но у них допущено изменение веры
Христовой; – именно они сделали свои отступления и уклонения от
древнего благочестия христианского!
Если же таким образом раскольники укоряют в нововведениях и
переменах, касающихся веры, нас – православных, а мы замечаем эти
перемены и нововведения у них: то что же остается тут делать, чтобы
решить, кто прав, и кто неправ? на чьей стороне истина, и на долю
кого достается заблуждение – ложь? – Остается сличить перемены,
допущенные, по мнению раскольников, в вере нами – православными; и
перемены, допущенные самими раскольниками, чтобы видеть, какие из
них важнее и ответственнее.
Все то, против чего восстают и за что осуждают раскольники нас,
членов восточной Греко-русской Церкви, не относится к существу веры
и не есть самая вера; а то, в чем обличаем их мы - законное
священство, составляет основание и дух веры христианской.
– Все то, в чем обвиняют, и за что нападают на нас раскольники,
нигде не записано в книгах божественного Писания; а то, в чем
обличаем их мы, прямо осуждается Господом Спасителем и Его святыми
Апостолами, следовательно прямо и открыто делает их противниками
истины небесной.
– Не имея в божественном Писании никакого основания для своих
обличений и нападений на нас, они утверждают их на одних нелепых
преданиях своих "старцев", и действуя по этим преданиям против
прямых повелений Божиих, прямо становятся под те упреки Господа,
которыми поражал Он в свое время лицемерных фарисеев иудейских,
действовавших вопреки писанного закона Божия своими преданиями
(Мф.15:1–2).
– Приводят в подтверждение своих безсильных, ничего незначащих
обвинений против нас, слова Никона Черной горы, который сказал:
«аще кто и мало что уклонится от православной веры, еретик есть».
Обращаем эти слова Никона Черногорца против них самих, и спрашиваем
их: если в деле веры «аще кто и мало что уклонится, еретик есть»:
то что должно сказать о тех, которые уклоняются от ней в самом
главном, основном и существенном?
Если для наших раскольников и те перемены кажутся нестерпимыми и
непростительно важными, которые допустили мы: то как же не
трогаются и не смущаются тем, что превратили самый дух и жизнь
веры, ниспровергли самый ее корень и основание? Есть ли это
благочестие и правда?
Истинно благочестивый тот, кто во всем верен закону Божию, верен и
в малом и великом.
Что же мы должны подумать о тех благочестивых, которые за малое и
ничего не значащее стоят со всем жаром и ревностью, а вящшее Закона
оставляют – совсем не хотят знать? Что нам помыслить о тех
благочестивых, которые комаров строго различают и отбрасывают, а
верблюдов поглощают без всякаго разбора и смущения? Без сомнения
ничего более, кроме того, что сказал о таких людях Сам Христос,
назвавши их безумными и слепыми! И поелику они так действовали
умышленно и по расчету, то к своему обличению Господь присовокупил
и горе им.
– «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство
небесное человекам: ибо сами не входите, и хотящих войти не
допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете
домы вдов, и напоказ молитесь долго: за это примете тягчайшее
осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты,
аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе, суд, милость и веру:
сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые,
отцеживающие комара, а верблюда поглащающие!
– Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность
чаши и блюда, между тем как внутри полны хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы
чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь обеленным
гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей
мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям
праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»
(Мф.23:13–28).
Так как наши раскольники действуют прямо точь в точь в том же
дух и направлении, и по тем же правилам, как древние иудейские
книжники и фарисеи: то воспользуемся оборотом речи и выражениями
Господа для того, чтобы поставить их в необходимость давать прямые,
неизбежные и для всех очевидные ответы на вопросы истины и
подлинного христианского благочестия.
Скажите нам, безрассудные слепцы, что более и выше, спорить ли за
имя Того, кого и мы, называя Иисусом, не иначе понимаем Его, как
своего Господа Спасителя, или, желая непременно поставить на своем
– произносить слово Исус, за одну только букву – и, значения
которой в этом имени вы решительно не понимаете, идти вопреки воли
и распоряжений Того, за имя которого с нами спорите, и который
прямо повелевает вам положить конец своим спорам, чтобы смириться
пред Его пастырями (Лк.10:16)?
Что более и важнее, спорить ли за осмиконечие креста и упразднять
силу Того, кто распялся на Кресте, или, не разбирая количество
концов креста, признавать всю силу и действие в Том самом, кто
избрал Крест в орудие освящения и спасения людей? Для чего Господь
Иисус умер на кресте? Для того, что Он возлюбил свою Церковь, и
Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе,
да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, порока, или
нечто от таковых, но да будет свята, непорочна (Еф.5:25–28).
– Видите ли, для чего Христос взошел на Крест? Для того, чтобы
очистить и освятить свою Церковь, которая есть Его тело и которую
вы поносите и безчестите клеветой и злохулениями вашими!
Итак скажите сами, что лучше и богоугоднее, защищать ли восемь
концов креста и вместе с этим восставать на Церковь и безчестить
ее, имя, не делая различия в количестве концов креста Христова,
оставаться с верою в освящающую силу Распятого на Кресте?
Что важнее и выше, двоить ли аллилуиа и слагать своим образом, как
вам нравится, персты для изображения на себе крестного знамения,
или, отвергая в Церкви действие спасающей благодати, делать
безполезным всякое сложение пальцев и ни к чему не ведущим свое
сугубое аллилуиа?
Что важнее и более, требовать ли седмеричного числа просфор при
совершении божественной литургии, или, не признавать обитающего в
Церкви Всесвятаго Духа, силы и действия которого не заменит никакое
число хлебов, и без которого эти хлебы навсегда оставались бы не
освященными? Что важнее, ходить ли при церковных обрядах и
священнодействиях по течению солнца, или, не покоряясь Божиим
повелениям, содержащимся в Евангельском Учении, идти против самого
Иисуса Христа – истинного Солнца правды?
Ответ на все эти вопросы очевиден всякому, и он не в пользу наших
противников, потому что обличает всю их неправоту и ответственность
пред истиною.
– Что же после сего значит их ревнование по истине и
благочестию?
Это одно лицемерие и притворство, под которым скрывается своеволие,
не желающее служить Богу духом и истиною; а потому к ним прямо идут
грозные слова Господа: горе вам, лицемеры, яко затворяете Царствие
Небесное пред человеки: вы бо не входите, ни входящих оставляете
внити. Горе вам, лицемеры, яко погубляете домы невинных жертв,
развращая неопытных своим лжеверием и нечестием. Горе вам,
лицемеры, яко преходите море и сушу сотворити единаго пришельца, и
егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас
(Мф.23:13–15)!
– Раскольники богохульно осудили нашу Церковь, отвергли ее
священнодействия и таинства, не внимают ее Учению; они сами
вызвались быть учителями Церкви и провозвестниками истины в мире.
Но обращая к ним речь Апостола, спрашиваем их: или от вас слово
Божие изыде; или вас единех достиже (1Кор.14:36)?
– Откуда вы взяли себе честь апостольства? Кто послал вас на подвиг
распространения вашего учения веры? И вам ли одним открыто учение
веры? Вы соблазнились учением нашей Церкви, которую упрекаете в
нововведениях и изменении веры; – вы думаете, будто она уже
уклонилась от истины и благодати тем, что именует Господа Спасителя
Иисусом, почитает четыреконечный крест, троит аллилуиа, употребляет
особенное перстосложение для изображения крестного знамения,
совершает Божественную литургию на пяти просфорах, и не ходит, при
совершении некоторых священных своих обрядов посолонь, но все это
есть ли искажение веры, уклонение от истины, измена
благочестию?
Вникните в наши ответы, выслушайте нас и обсудите безпристрастно,
почему мы это так делаем, и с какою мыслию допустили это? Слово
наше к вам готово: не уклоните от него своего слуха, не затворите
для него своего сердца! Мы говорим вам истину: ибо несмы, якоже
мнози нечисто проповедующии слово Божие; но якоже от чистоты, но
яко от Бога, пред Богом, во Христе глаголем (1Кор.2:16). А вы, если
только действительно истиннолюбивы и благочестивы, не отвергайте
нашего слова истины. Судите нас и нашу веру от собственных наших
уст, как говорим мы вам сами о предметах веры; но не от уст ваших,
как выдумываете на нас свои клеветы и злоречите от своего
собственного ума и сердца, представляя свои произвольные толки на
наши внешние действия и навязывая нам то, чего мы не имеем на своем
уме и сердце!
Епископ Вениамин (Платонов)
"Русский раскол пред судом истины и Церкви", 1864год