Раскол. Справа.

В Томске в изд-ве Томского университета в 2007 году вышел труд - "Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.): Требник и Часослов. Сборник документов".
Это текст в две колонки: слева - дониконовская редакция тех или иных молитв, справа - Никоновская редакция. Измененные места подчеркнуты. 200 страниц.
Составитель - Н. И. Сазонова. В 2008 году в том же изд-ве вышла ее монография с анализом текстовых изменений - Сазонова Н. И. У истоков раскола русской церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне на материалах Требника и Часослова".
Тираж обеих книг по 500 экз.
Небольшая презентация материала - в статье Натальи Ивановны в ж. "Отечественная история" (2008. №4) (есть в сети).
При сравнении видно, что что-то стало лучше, а что-то хуже. Где-то замена равнозначна (но тогда и не очень нужна).
Меня удивила перемена в молитве на погребение священника.
... понеже духовным достоянием над человеки украсил еси его, со ангелы Твое Царствие прияти сподоби его.
... понеже в человецех духовным достоинством сего украсил еси, и во ангельскую славу неосужденна того приими.
Вроде бы никоновской идее превосходства священства над царством соответствует первая формула - "над человеки". Но на самом деле именно ее он и исправил.
Но, с другой стороны, колоссальная перемена в чине исповеди, обращении священника к кающемуся:
Было: «Да аще чадо хощеши избыти содеянных тобою злых и прощения прияти всех твоих грехов, то
не устыдися лица моего, ни усумняся, но вся ми исповеждь и не утай ничтоже, вся бо Господь Бог весть…
Аз же ти чадо буду послух и поручник твоему спасению. И паки глаголет священник тихо: се, чадо, пред-
стоят ангели Божии, невидимо заглажающе грехи твоя, яже исповеси… Но что суть грехи твои, чадо, не ос-
рамляйся мене, исповеждь без стыдения, аз бо
таков же человек и грешнее паче всех человек» .
В новой редакции священник перестает быть
таким-же-грешным-человеком: «Се, чадо, Хри-
стос невидимо предстоит, приемля исповедание твое. Не усрамися, ниже убойся и да не скрыеши что от ме-
не, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа.
Се и икона Его пред нами, аз же точию свидетель есмь… Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех има-
ши. Внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»
|
</> |