Раскол России
vikond65 — 23.05.2019Сегодня - очень важная дата в российской истории, о которой почему-то никто не вспоминает. 23 мая 1666 года, Большой Церковный собор в Москве проклял адептов "старой веры", объявив их раскольниками, еретиками, супостатами и "дьявольским отродьем". В тот же день был приговорен к пожизненному заключению в Пустозерском остроге лидер старообрядцев протопоп Аввакум Петров. Но потом "обновленцы" пошли дальше и заживо сожгли Аввакума, а заодно и его помощника, дьякона Федора.
С этого дня раскол русской православной церкви перешел из разряда богословских дискуссий и церковно-административных мероприятий в новую, огненно-кровавую стадию, продолжавшуюся много десятилетий и унесшую жизни сотен тысяч человек. Если бы Россия уже жила по новому летоисчислению, староверы наверняка обратили бы внимание на три "антихристовы" шестерки в обозначении 1666 года и обыграли их в своей пропаганде. Однако тогда русские считали, что они живут в 7174 году от сотворения мира.
События эпохи раскола неизбежно вызывают у современного человека ощущение какого-то абсурда, граничащего с безумием. Западноевропейская реформация и контрреформация с их многолетними религиозными войнами были ничуть не менее свирепыми и кровопролитными. Но там всё объяснялось вполне рационально: реформаторы хотели сделать религию более простой, дешевой и необременительной, а церковников - менее алчными и подконтрольными прихожанам. Разумеется, это вызвало яростное противодействие католического духовенства, отодвигаемого от кормушки и от власти, но зачастую имевшего большое влияние на свою паству.
У нас же "реформа" патриарха Никона касалась лишь мелочных богослужебных формальностей и незначительных, по сути дела ни на что не влиявших корректировок религиозных текстов. И из-за этих формальностей в стране началась грандиозная смута, сопровождавшаяся вооруженными восстаниями, массовыми казнями, групповыми самоубийствами и бегством огромного числа людей в глухие, отдаленные районы. Думаю, не надо говорить, насколько сильно это тормозило развитие страны и подрывало ее и без того далеко не процветавшую экономику.
Только с 1676 по 1685 год и только по задокументированным данным, свыше 20 тысяч (!) старообрядцев добровольно сожгли сами себя заживо всего лишь из-за того, что от них потребовали креститься тремя, а не двумя пальцами. Реальная цифра наверняка была намного больше. И это при том, что христианство запрещает самоубийства по любому поводу. Опять-таки, по официальным данным переписей, около миллиона человек, то есть, почти 10% тогашнего населения России "ушли в бега". Сочетание ничтожности повода и тяжести последствий просто шокирует.
На заставке - картина А.Д.Кившенко: "Греческие священники указывают патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу на расхождения в текстах греческих и русских богослужебных книг". С устранения этих разночтений, возникших из-за ошибок при многочисленных переписываниях, началась история раскола. Очень многие священники отказались принять изменения, посчитав их происками сатаны.
С.В. Иванов, "Во время раскола". На картине изображено изъятие для последующего уничтожения старообрядных церковных книг.
Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - "никонианские". Смотри, не перепутай!
Еще одна учебная картина XVIII века на ту же тему.
Протопопа Аввакума конвоируют в ссылку. Картина С.Д. Милорадовича.
Картина того же автора "Черный собор". Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к вооруженному восстанию.
Подавление Соловецкого бунта воеводой Мещериновым, старообрядческий лубок. Осада монастыря длилась три года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь. После этого начались массовые казни.
Еще две старообрядческие листовки с изображениями расправ над адептами древлеправославного обряда.
"Спор о вере", картина В.Г. Перова. Изображен диспут между раскольниками и "никонианами", прошедший в 1682 году в Кремле в присутствии царевны Софьи. В ходе богословской дискуссии один из идеологов раскола суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят ударил с размаха тяжелым распятием по лицу холмогорского епископа Афанасия. На этом прения завершились, а Пустосвята на следующий день обезглавили. Какая интересная и насыщенная была у людей жизнь...
Самосожжение раскольников, картина Г.Г. Мясоедова.
Старообрядческие карикатуры XVIII века на патриарха Никона, "царя-антихриста" Петра Первого и "продавшегося дьяволу" священника-никонианца.
|
</> |