На днях интервью нового командующего ВМСУ Игоря
Воронченко наделало немало шума, причем, в то время как одних
больше интересовала его настольная книга, другие обратили внимание
на анонсирование строительства ракетного катера "Лань". По крайней,
было заявлено о необходимости наличия данного типа катеров на
вооружении ВМСУ...
Так, что же такое "Лань" и зачем она нужна?
Быстроходный (32 узла) ракетный (4х2 ПКР и ЗРК
сверхмалой дальности) катер типа "Лань" предназначен для
осуществления наблюдения в прибережной зоне, а так же уничтожения
десантных кораблей и корветов противника, с максимальной дальностью
плавания при экономичной скорости хода 14 узлов на 2000 миль. Что
так же позволяет проводить тактическую разведку в море,
обеспечивать сопровождение, как гражданских судов, так и поддержку
основных сил флота.
Не смотря на то, что "Лань" была разработана
Николаевским казенным предприятием «Исследовательско-проектный
центр кораблестроения», основным оператором катеров является
Вьетнам, в составе флота которого находится 7 катеров данного типа
- 4 полноценных с ракетным вооружением и 3 облегченных, лишь с 25
мм артустановками 2М-3М. По проекту КП "ИПЦК" на "Лани"
предусмотрена установка одной 57-76 мм АУ и одной 30-35 мм
АУ.
Собственно, во Вьетнаме катера данного проекта себя
зарекомендовали достаточно хорошо. Как подспорье в борьбе с
десантными кораблями противника и корветами - да, вполне весомый
аргумент. За исключением одного "но"... а может и не одного.
Черноморский флот нашего потенциального противника на данный момент
насчитывает только СКР 5 единиц и 12 МКР, не говоря о других
классах. Первая же "Лань", согласно проекту, должны быть спущена на
воду в 2018-м (вспоминать же темпы строительства «Гюрзы» в данном
контексте даже не хочется), затем 2019-м и 2020-м соответственно
ещё две. Не хотелось бы нагнетать, но не слишком ли долог, сей
процесс?
С другой стороны, к 2018-му вполне возможно пройдёт все
испытания отечественная ПКР, без которой смысл в ракетных катерах
теряется. И быть может, свет в конце тоннеля увидит
многострадальный корвет, который жизненно необходим в регионе,
усиленно фаршируемом подводными лодками проекта 636 «Варшавянка». И
в общем комплексе всё выглядит очень даже оптимистично, если не
обращать внимание на то, что скорость процессов заставляет желать
лучшего…