Ракеты «воздух—нефть»

Вечером 9 ноября авиазвено ударных истребителей-бомбардировщиков
Mirage ВВС Франции, вооруженные 6 тоннами авиабомб каждая, взлетело
с авиабазы «Принц Хасан» в Иордании и взяло курс на восток Сирии в
провинцию Дейр-эз-Зор, где нанесло два авиаудара по
нефтеперекачивающим станциям, контролируемым ИГ (террористическая
организация, запрещенная в России). Так началась операция западной
коалиции Tidal Wave II («Прилив-2»).
10 ноября министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил об удачном боевом вылете французских летчиков, пояснив:
— Нашей задачей является ослабление финансового потенциала ИГ путем нарушения эксплуатации нефтяных объектов в зонах, которые контролируются террористической группировкой.
При этом глава французского военного ведомства Франции подчеркнул, что авиаудары были нанесены на основе разведданных, полученных за несколько недель наблюдения.
Утверждение о разведданных и времени, когда их добыли, вызывают вопросы. Напомним: еще 26 сентября «Новая газета» обнародовала расследование «Трубный запах», в которой мы рассказали о нефтяном бизнесе террористов, об объемах подпольного нефтяного рынка и доходах террористов. В публикации была приведена сделанная со спутника фотография работающей нефтеперекачивающей станции, контролируемой ИГ. И задан вопрос: «Почему никто не мешает террористам ИГ зарабатывать миллиарды на торговле нефтью?» (см. «Новую», № 106 от 28 сентября 2015 г.)
Эта история получила продолжение. Нефтяным бизнесом ИГ заинтересовались многие СМИ. К примеру, 14 октября свое расследование опубликовала влиятельная британская газета Financial Times. 1 ноября специальный репортаж о нефтянке террористов вышел в эфире программы «Вести недели» на канале «Россия».
И во всех этих материалах были точные данные о дислокации объектов нефтяной инфраструктуры ИГ. Какие разведданные собирали французы в «течение нескольких недель»?
Авиаудары ВВС Франции по нефтеперекачивающим станциям в провинции Дейр-эз-Зор выглядят не очень своевременными еще и вот почему.
Столица провинции Дейр-эз-Зор, одноименный город, находится под контролем сирийских правительственных войск. Гарнизон окруженного города три года успешно отбивал попытки террористов захватить его. Под контролем асадовской армии находится и аэропорт, откуда авиация ВВС Сирии регулярно совершает боевые вылеты и где регулярно приземляются транспортники с подкреплением. (Кстати, тут возникает вопрос: почему нефтяная инфраструктура террористов не была атакована ВВС Сирии на протяжении нескольких лет?) С начала ноября интенсивность «воздушного моста» резко увеличилась в связи с подготовкой сухопутной операции в направлении столицы ИГ — Эр-Ракки, до которой меньше 100 километров (см. «Новую», № 122 от 6 ноября 2015 г.).
Боевая задача, поставленная французским летчикам в виде «ослабления финансового потенциала ИГ», выглядит сильно запоздавшей. После того как еще в октябре авиагруппа ВКС России нанесла бомбовый удар и уничтожила мост через Ефрат в провинции Дейр-эз-Зор, логистика нефтебизнеса террористов была уже нарушена. А после того как 10 ноября сирийская армия разблокировала аэродром «Кверис» в провинции Алеппо, де-факто был ликвидирован и коридор взаимодействия ИГ с турецкими нефтетрейдерами. На сегодняшний день под контролем ИГ остается единственное направление сбыта нефти — через Ирак.
Ирек Муртазин
Специальный корреспондент
|
</> |